Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi
Какими особенностями обладают сигнализационные системы с автозапуском?

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях
Диагностика авто перед покупкой
Ремонт втягивающего реле стартера
Выбирайте переоборудование микроавтобусов в Бердичеве – это лучший вариант по качеству и срокам исполнения
Блок управления подушками безопасности
Какой компании доверить сертификацию авто из США
Если вы в поисках надёжного магазина, который предлагает лакокрасочные покрытия, то мы передаем вам посетить и приобрести автокраски высокого качества
Особенности и разновидности автомобильных рефрижераторов
Какие существуют автомобильные свечи зажигания?
Теплое и холодное остекление балконов
Основные виды автомобильных запчастей
Застраховать автомобиль через Интернет
Преимущества самоклеящихся этикеток
Аксессуары для автомашины
Какой комплект инструментов необходим водителю
Международные грузоперевозки
Страховой полис ОСАГО

Ведущие производители подшипников и расшифровка их основных обозначений

Как и любые другие детали в машиностроении, подшипники качения изготавливаются в рамках определенных стандартов, характеризующих размерность, точност

53

изготовления составляющих деталей, термообработку и многие другие технические параметры. Несмотря на некоторые различия между отечественным стандартом (ГОСТ) и стандартами производителей импортных подшипников (ISO, DIN, ANSI, АВМА и др.), присутствие одинаковых размерностей и примерно одних и тех же условий эксплуатации позволяет удачно подобрать аналоги как с той* так и с другой стороны. Обозначения на кольца подщицников наносятся строго в соответствии с конкретным стандартом, по условиям которого изготавливался подшипник. Обычно обозначения присутствуют на торце внешнего кольца (одинаковое с обеих сторон), иногда встречаются экземпляры с обозначениями на посадочной поверхности внешнего кольца, что, конечно, создает некоторые трудности с определением типа подшипника без разборки узла. Основные мировые стандарты на подшипниковую продукцию регламентируют: 1. ГОСТ — отечественный стандарт, в настоящее время плавно перетекающий в стандарт ISO. 2. ISO (International Standardisation Organisation) — Международная организация по стандартизации. 3. DIN (Deutsches Institut fbr Normung) — Немецкий институт стандартов. 4. JIS (Japanese Industrial Standard) — Японский институт стандартов. 5. ANSI (American National Standards Institute) — Американский национальный институт стандартов. 6. АВМА (American Bearing Manufactures Association)— Американская ассоциация производителей подшипников. Множество обозначений, ранее принятых чуть ли не каждым производителем подшипников, в настоящее время сводится все больше и больше к стандарту ISO. Это, несомненно, радует. Но наш отечественный ГОСТ еще не сдал своих позиций. К примеру, в России пока только два завода маркируют свои подшипники по международному стандарту: «Курская подшипниковая компания» (КПК) и «Вологодский подшипниковый завод» (VBF). По этой причине в представленном материале будут приведены расшифровки обозначений как по ГОСТу, так и по ISO. Первое, что обозначается на любом подшипнике — это логотип или обозначение завода производителя. Подшипник без такой надписи, скорее всего, явная подделка. Подшипники производства СССР,.коих на рынке еще продается довольно много, имели обозначение изготовителя по номерам заводов, например, надпись ГПЗ-1 расшифровывалась как продукция Государственного подшипникового завода № 1. В настоящее время не все заводы перешли на новые обозначения. Список наиболее известных отечественных и заводов стран СНГ в старом и новом обозначениях следующий: I. ГПЗ-1 —ОАО «Московский подшипник» , г. Москва. . 2. ГПЗ-2 — ОАО «ГПЗ-2», г. Москва. 3. ГПЗ-З —ОАО «Саратовский подшипниковый завод» (ОАО СПЗ), г. Саратов. 4. ГПЗ-4 — ЗАО «СПЗ-4», г. Самара. 5. ГПЗ-5 — ОАО «РОЛТОМ» (ROLTOM), г. Томск. 6. ГПЗ-6 — ООО «Подшипниковый завод №6», г. Екатеринбург. 7. ГПЗ-8 — ОАО «Харьковский подшипниковый за. вод» (АО ХарП, HARP), Украина, г. Харьков. 8. ГПЗ-9 АО «Самарский подшипниковый завод» (SPZ GROUP), г. Самара. 9. ГПЗ-10 — ОАО «Десятый подшипниковый завод», г. Ростов-на-Дону. 10. ГПЗ-11 — ОАО «Минский подшипниковый завод» (ОАО МПЗ, MPZ), Беларусь, г. Минск. II. ГПЗ-12— «Гомельский подшипниковый завод», Беларусь, г. Гомель. 12. ГПЗ-13 — ОАО «Ижевский подшипниковый завод» (ОАО ИПЗ), г. Ижевск. 13. ГПЗ-14 — ОАО «Прокопьевский подшипниковый завод №14», г. Прокопьевск. 14. ГПЗ-15 — ЗАО «Волжский подшипниковый завод №15» (ВПЗ-15), г. Волжский. 15. ГПЗ-16 — АО «Степногорский подшипниковый завод», Казахстан, г. Степногорск. 16. ГПЗ-17— «УКРСЕЛЬМАШ», Гниваньский государственный подшипниковый завод №17 , Украина, г. Гнивань. 17. ГПЗ-18— ОАО «Винницкий подшипниковый завод», Украина, г. Винница. 18. ГПЗ-20 — АООТ «Двадцатый подшипниковый завод» (АПЗ-20), затем ЗАО «Курская подшипниковая компания» (КПК), г. Курск.  19. ГПЗ-21 (филиал ГПЗ-2) — «АПЗ-21», г. Москва. 20. ГПЗ-23 — ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (ВПЗ, VBF), г. Вологда. 21. ГПЗ-24 — ЗАО «Пензенский завод автомобильных комплектующих», г. Пенза. 22. ГПЗ-27 — «ГПЗ-27», Узбекистан, г. Ахунбабаев. 23. ГПЗ-28 — ЗАО «Луцкий подшипниковый завод» (ЛПЗ-SKF), Украина, г. Луцк. 24. ГПЗ-29 — ООО «Завод приборных подшипников» (ЗПП), г. Томск. 25. ГПЗ-ЗО — «ГПЗ-ЗО», Украина, г. Шахтерск. 26. ГПЗ-31 — ООО «Завод миниатюрных подшипников» (ООО ЗМП), г. Самара. 27. ГПЗ-32 — «ГПЗ-32» (ИПЗ), г. Ижевск. 28. ГПЗ-ЗЗ — «ГПЗ-ЗЗ», Узбекистан, г. Ташкент. 29. ГПЗ-34— ОАО «ГПЗ-34», г. Ростов-на-Дону. После распада СССР появились производители, напрямую не связанные с прежними ГПЗ: 1. АООТ «ВНИПП», г. Москва. 2. ОАО «ОК-ЛОЗА», Московская обл. 3. ОАО «ЗАП», Завод авиационных подшипников, г. Самара. 4. «Кузнецкий роликовый завод», Пензенская обл. j 5. «Щумихинский завод подшипниковых игло-роликов», Курганская обл. 6. ОАО «Подшипник», г. Лукоянов. 7. ОАО «Завод подшипников скольжения», г. Тамбов. 8. ООО «Курский завод упорных подшипников» (00CS КЗУП), г. Курск. 9. ОАО «Казанский подшипниковый завод», г. Казань. Образовавшийся в недавнее время холдинг «Европейская подшипниковая корпорация» (ЕПК) объединяет заводы в Москве, Волжском, Степногорске и Самаре. Из иностранных производителей подшипников, широкий ассортимент качественной продукции выпускаю т следующие всемирно известные фирмы: 1. SKF (Svenska Kullagerfabriken) (Швеция) — мировой лидер по производству высококачественных подшипников. Продукция этой компании способна по ресурсу превосходить узлы и механизмы, в которых она применяется, более чем в три раза. 2. SNR (Франция) — самый крупный поставщик для европейской подшипниковой промышленности. Компания входит в интернациональную группу Renault-Nissan. 3. IN А (Германия) — «прикупив» FAG, новая компания стала второй по величине в мире. 4. FAG (Германия) — ведущий немецкий производитель, один из мировых лидеров в производстве шариковых и роликовых подшипников для автомобильной промышленности, с недавнего времени (с 2002 г.) входит в состав компании IN А. 5. NSK (Япония) — крупнейший в мире производитель подшипников, работающий в основном на конвейеры автозаводов. 6. NTN (Япония) — второй по величине производитель подшипников в «стране восходящего солнца». В продаже продукция встречается довольно редко, в основном поставляется на конвейеры. Продукция предприятия сертифицирована по стандарту ISO 9001. 7. Коуо (Япония) — третий по величине японский производитель подшипников, представитель известного концерна Toyota. Свою историю компания начала с 1921 года, когда в Осаке были произведены первые подшипники. В настоящее время Коуо является одним из ведущих мировых производителей шариковых и роликовых подшипников, манжетных уплотнений, а также механизмов рулевого управления. Редко попадается в продаже по вышеперечисленным причинам. 8. Timken (США) — крупнейший американский производитель подшипников конической группы. В составе предприятия более 30 подшипниковых заводов по всему миру, в том числе США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Румынии, Польше, ЮАР и других странах. 9. Torrington (США) — один из крупнейших производителей подшипников. Компания была основана в 1866 году и сначала выпускала иглы для швейных машин. В 2003 году компания Timken купила компанию Torrington, став, таким образом, третьим по величине в мире производителем подшипников. 10. DPI— Deccan Bearings Limited (Индия) — относительно новая компания, выпускающая подшипники, соответствующие мировым стандартам. 11. OPTIMAL (Германия) — производитель подшипников и деталей подвески: шаровых опор, рычагов, амортизаторов и пр. Отличительная особенность продукций в невысокой цене и немецкой надежности. 12. IKO (Япония) — торговая марка компании NIPPON THOMPSON CO., LTD., ведущего японского производителя и поставщика игольчатых подшипников и роликовых направляющих для механизмов с линейным перемещением. 13. Craft Bearing Company (США) — производитель цилиндрических подшипников с разъемной обоймой. На сегодняшний день предприятие является мировым лидером в разработке и производстве разъемных подшипников. 14. ASAHI (Япония) — первый производитель шарикоподшипниковых узлов в Японии. Старейшая компания была основана в 1928 году для производства шариковых подшипников. В настоящее время комплектующие, произведенные под маркой ASAHI* признаются во всем мире как надежные и качественные для производственных операций в различных отраслях промышленности. 15. FYH (Япония) — компания FYH одна из первых начала операции по пройзводству индустриальных корпусных подшипников на японском рынке. На сегодняшний день, являясь подразделением Nippon Pillow Block Manufacturing Company LTD., предприятие продолжает удерживать позиции ведущего японского высокотехнологичного производителя корпусных подшипников. 16. Rollway (США, Бельгия) — старейшее американское предприятие было образовано в позапрошлом веке (в 1880 г.)- В 1996 г. компания была приобретена фирмой Emerson Power Transmission Corp., которая, в свою очередь, является частью крупнейшей международной корпорации Emerson Electric Co. 17. DODGE Manufacturing Company (США) — В настоящее время компания DODGE, производящая в основном шариковые и роликовые подшипники, имеет в своем составе девять подшипниковых заводов, расположенных на территории США. 18. Garnet — производитель высокоточных конических подшипников. Изначально созданная для поставок для станкостроения, компания успешно освоила рынок автомобильных подшипников. 19. GMN — предприятие изготавливает прецизионные шарикоподшипники, которые соответствуют классам точности по стандарту ISO — Р4 й Р2. Компания также производит радиально-упорные шпиндельные шарикоподшипники, радиальные шарикоподшипники и гибридные шарикоподшипники для высокоточных узлов и механизмов. 20. Barden (Германия)— фирма-производитель подшипников особой точности. В 1991 году она была присоединена к немецкой компании FAG. Предприятие имеет дочерние компании в Германии, Англии и Канаде. 21. ZKL (Чехия) — группа компаний ZKL объединяет всех основных производителей подшипников в Чешской Республике. Кроме этого, предприятие имеет дочернюю компанию в Аргентине (ZKL Rodamientos), поставляющую свою продукцию в основном на южноамериканский континент. 22. ТНК (Япония) — относительно молодая токийская компания (основана в 1971г.) в настоящий момент является одним из мировых лидеров в области производства подшипников для линейных перемещений. 23. SFNA (Франция)— компания была создана в 1952 году как производитель подшипников для аэрокосмической отрасли, что однозначно характеризует ее продукцию как особо высококачественную. 24. Nachi (Япония) — крупнейшая японская корпорация NACHI-FUJIKOSHI CORP имеет в своем составе 47 компаний, 26 из которых расположены на территории Японии. Продукция корпорации представлена не только подшипниками, ее заводы производят высококачественное электронное оборудование, высокоточное гидравлическое и машинное оборудование, режущий инструмент, роботизированные комплексы, автомобильные детали, а также специальные сплавы и покрытия. 25. Rollix (Франция, Италия, Англия) —- одна из компаний французской группы Defontaine, общепризнанный мировой лидер среди производителей специальных подшипников. 26. Cooper Bearings (США, Германия) — продукция компании используется ведущими компаниями мира более чем в 40 странах в различных отраслях промышленности. 27. Nadella (Франция) — крупнейший французский производитель игольчатых подшипников объединяет заводы по производству игольчатых подшипников, находящиеся в Испании, Италии, Бельгии, Швейцарии. В настоящее время компания входит в состав фирмы Тогrington, а соответственно принадлежит крупнейшей американской компании Timken. 28. MRC Bearing Services (США) — старейшая американская компания производит автомобильные подшипники с 1905 г. В настоящее время фирма входит в состав шведской фирмы SKF АВ. 29. КВС (Германия) — марка подшипников КВС принадлежит к крупнейшей немецкой компании FAG Hanwha Bearings Corp. Подшипники КВС особенно выделяются высокой работоспособностью с минимальными вибрациями при высокой скорости вращения. Подшипники КВС используются в коробках передач, электрических машинах, бытовой технике, автомобилях, мотоциклах и сельскохозяйственной технике. 30. McGill — компания McGill Precision Bearings является признанным производителем высокоточных подЩИПНИКОВ . Авиационные подшипники фирмы соответствуют требованиям и стандартам качества аэрокосмической промышленности. 31. IBC Waelzlager GmbH (Германия) — компания имеет более чем 25-летний опыт работы в области производства подшипников качения. Она успешно продолжает славные традиции фирмы Robert Kling Wetzlar GmbH, основанной в далеком 1918 году. 32. Minebea Co., Ltd. (Япония) — компания получила сертификат IS014001 на все свои производственные предприятия, расположенные по всему миру. Благодаря раскрученному бренду NMB, компания справедливо считается одним из крупных мировых производителей миниатюрных и прецизионных подшипников. Разумеется, данный список всемирно известных компаний, выпускающих качественные подшипники, далеко не полный. За относительно короткий промежуток времени могут появиться новые производители, а старожилы рынка, встав под крыло более крупной компании, сменить свой бренд на более веский. Как бы там ни было, при подборе подшипников нужно ориентироваться на старейших производителей, продукция которых проверена многими десятилетиями безупречной работы. После обозначения фирмы-изготовителя идут буквенно-цифровые обозначения, характеризующие собственно, параметры самого подшипника. Маркировка подшипников по ГОСТу включает в себя основное обозначение (определяющее его конструкцию и посадочный размер внутреннего кольца) и дополнительные знаки (характеризующие точность изготовления, марку заложенной смазки, материал сепаратора и пр.). Основное обозначение состоит из цифр (от двух до семи знаков, нумерация которых начинается с крайней правой Цифры и содержит информацию о внутреннем диаметре подшипника, его типе, серии и конструктивных особенностях). Для экономии места нулевые коды основного обозначения левее последней значащей цифры не проставляются. 49 8 Ремонт легкового автомобил я Рассматриваемое условное обозначение характеризует основное исполнение подшипника с кольцами и телами качения из подшипниковой стали типа ШХ15 (класса точности 0 по ГОСТ-520) с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации. Порядок расположения знаков основного обозначения соответствует одной из двух схем в зависимости от внутреннего диаметра подшипников: 1. Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм (исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм). 2. Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более (исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более). Для того чтобы лучше понять, как расшифровывается основное обозначение отечественных подшипников (по ГОСТу), разделим его на семь частей с присвоением каждой части буквы латинского алфавита (J, F, Е, D, С, В и А). При этом справа и слева от основного обозначения (через черточку) могут присутствовать дополнительные, которые предоставляют сведения о подшипнике, его классе точности и величине (группе) радиального зазора и пр. Обозначим их соответственно Al, Bl, ClnDl — части левого дополнительного обозначения и Ар, Bp, Ср и Dp — части правого дополнительного обозначения. В результате полное обозначение отечественного подшипника может выглядеть следующим образом: AL, Bl, CI, Dl — J, F, Е, D, С, В, А — Ар, Bp, Ср, Dp, где: о 1. С, В и А— это части, обозначающие внутренни й посадочный диаметр подшипников, который разделен н а два диапазона: а) от 0 до диаметра меньше 10 мм; б) от 10 мм и более. В первом диапазоне (а) первая цифра справа (А) равна значению внутреннего диаметра подшипника, при этом дробные значения диаметров (кроме 0,6, 1,5 и 2,5 мм) обозначаются целым числом, полученным в результате математического округления. Во второй части обозначения (В) в случае целого значения диаметра записывается его серия, а в случае дробного— цифра «5.» (признак округления). Если значение диаметра равно 0,6, 1,5, либо 2,5 мм, то оно так и пишется и отделяется от значения серии диаметра косой чертой. В третьей части (С) указывается цифра «0». Например, подшипник с обозначением 6026 имеет внутренний диаметр 6 мм. Во втором диапазоне диаметров (б) значения внутренних диаметров, равные 10, 12, 15 и 17мм, обозначаются соответственно (ВА) 00, 01, 02 и 03. Например, подшипник с обозначением 60200 имеет внутренний диаметр 10 мм, а с обозначением 60201 — 12 мм. В этом случае в третьей части (С) указывается серия диаметров подшипника. Если внутренний диаметр в диапазоне от 10 до 19 мм отличен от чисел 10, 12, 15 и 17, ему присваивается значение ближайшего из этих чисел, а в третьей части (С) указывается цифра «9». Например, подшипник е обозначением 80902 имеет внутренний диаметр 16мм. • Внутренние диаметры от 20 мм и более, выраженные дробью или целым числом (но не кратным числу 5), обозначаются целым округленным частным, получившимся от деления диаметра на 5. При этом в третьей части основного обозначения (С) указывается цифра «9». Внутренние диаметры, равные 22, 28 и 32 мм, обозначаются числом, равным номинальному диаметру, отделенным от основного обозначения косой чертой. Если диаметр внутреннего кольца кратен цифре 5, то в обозначении указывается результат деления размера внутреннего диаметра подшипника на число 5, при этом в третьей части (С) указывается серия диаметров. Например, Подшипник с обозначением 60305, имеет внутренний диаметр 25 мм, а подшипник 208 имеет диаметр 40 мм. Нестандартные подшипники по наружному диаметр у и ширине должны обозначаться для диапазона «а» циф. рой «6» или «7» на втором месте (например, 60064) , а для диапазона «б» — цифрами 7 или 8 в третьей част и обозначения (С) (например, 160707). 2. D — является обозначением конструкции подшип ника. Конструкция определяется направлением воспри нимаемой нагрузки и формой тел качения: 1) 0 — шариковый радиальный; -2) 1 — шариковый радиальный сферический; 3) 2 — роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 4) 3 — роликовый радиальный со сферическими роликами; 5) 4 — роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами; 6) 5 — роликовый радиальный с витыми роликами ; 7) 6 — шариковый радиально-упорный; 8) 7 — роликовый конический; 9) 8 — шариковый упорный, шариковый упорно-ра диальный; 10 ) 9 роликовый упорный, роликовый упорно-ра диальный. 3. F и Е — обозначение конструктивной разновиднос ти подшипников. Значение разновидности подшипнико в находится в границах 00-99. Конструктивная разновид ность определяется в сочетании с четвертым знако м (?)» к примеру, обозначение наиболее популярных подшип ников в этой части выглядит следующим образом: 1) 000 — шариковый, радиальный однорядный, комплектный, с сепаратором — основной тип, например 29, 203; 2) 007 — роликовый, радиально-упорный, однорядный , конический, например 7506; 3) 008 — шариковый, упорный, одинарный, наприме р 8306; 4) 027 — роликовый, радиально-упорный, однорядный » конический, с большим углом конуса, например 27306, 5) 036 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 12°, например 36203; 6) 039 — упорно-радиальный, со сферическими роликами , например 9039412; 7) 042 — радиальный, с короткими цилиндрическими роликами, например 42203; 8) 046 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 26°, например 46203; 9) 050 — шариковый, радиальный, однорядный, со стопорной проточкой на наружном кольце, например 50203; 10) 053 — радиальный, сферический, двухрядный, с симметричными роликами, например 53509; 11) 060 —* радиальный, шариковый, однорядный, с одной металлической защитной шайбой, например 60203; 12) 066 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 36°, например 66124; 13) 080 — шариковый, радиальный, однорядный, с двумя металлическими защитными шайбами, например 80203; 14) 160 — шариковый, радиальный, однорядный с односторонним уплотнением, например 160203; 15) 180— шариковый, радиальный, однорядный, с двухсторонним уплотнением, например 180203; 16) 904 — роликовый, радиальный, однорядный, с игольчатыми роликами без внутреннего кольца, с закрытым торцом, например 904700У. Основные конструктивные разновидности подшипников определены по ГОСТ 3395-75 и включают 81 разновидность. ; 4. J — обозначение серии ширин подшипников. Значение серии ширин подшипников находится в границах от 0 до 9. Дополнительные обозначения располагаются как слева, так и справа от основного и могут содержать буквенные и цифровые коды. Подшипники отечественного производства имеют дополнительные обозначения, которые характеризуют качество исполнения, условия работы, заложенную на заводе изготовителе смазку и др. Левое, дополнительное обозначение, условно состоящее из частей Al, Bl, CI и Dl, имеет следующую расшифровку: 1) А1 — обозначение категории подшипника. В зависимости от наличия дополнительных технических требований определены три категории подшипников: А, Б и С (ГОСТ 520-89). К категории «А» относятся подшипники классов точности 5, 4, 2 и Т, к категории «В» относятся подшипники классов точности 0, X, 6 и 5 (с учетом дополнительных требований), а к категории «С» относятся подшипники классов точности 8, 7, 0, 6; 2) Bl — обозначение момента трения подшипника. Норма момента трения условно обозначается номером соответствующего ряда, который проставляется перед обозначением радиального зазора (см. ниже). При этом в обозначении для радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора проставляется буква «М»; 3) С1 ~ обозначение радиального зазора подшипника . Стандарт ISO предусматривает сортировку подшипнико в по зазорам между его составляющими частями. Зазор характеризуется как величина свободного перемещени я колец подшипника друг относительно друга в ненагруженном состоянии. Перемещение колец в осевом направлении называется осевым зазором, а в радиальном направлении, соответственно, радиальным зазором. Краткая справка: обозначение зазора в подшипниках по стандарту ISO следующее: С1 — зазор подшипника меньше чем С2. С2 —зазор подшипника меньше нормального. CN — нормальный зазор. СЗ — зазор подшипника больше нормального. С4 — зазор в подшипнике больше чем СЗ. Если в обозначении подшипника не указаны символы, характеризующие зазор, считается, что зазор подшипника нормальный (CN). Некоторый зазор в подшипниках — это вовсе не брак производства, а условие их нормальной работы в узлах и механизмах. Дело в том, что посадка колец подшипников со значительным натягом либо температурные воздействия на корпусные детали способны Несколько деформировать кольца подшипников, что без определенного зазора между составляющими элементами приведет к их неминуемому заклиниванию. Тела качения самих подшипников при нагреве также увеличивают свой размер. По этим причинам обратите внимание на обозначение зазора в заменяемом подшипнике, зазор у нового подшипника должен быть как минимум больше. 4) DI — эта часть обозначения характеризует класс точности подшипника. Краткая справка: установлены следующие классы точности подшипников: 1)0, 6, 5, 4,2, Т — для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников; 2) 0,6,5, 4,2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников; 3) 0, X, 6,5,4,2 — для роликовых конических подшипников. Классы точности соответствуют следующим значениям маркировки: 1)0 —нормальный, который не обозначается; 2)6 — повышенный; 3)5 — высокий; 4)4 — прецизионный; 5)2 — сверхпрецизионный. Кроме этого встречаются подшипники с пониженным классом точности (7 и 8), которые в автомобилях применять крайне нежелательно. Для отечественной автомобильной промышленности предусмотрены подшипники 6 класса точности, разумеется, последующие классы буДУт работать еще лучше, но вряд ли вы встретите их в Широкой продаже. Стоящая после знака класса точности буква «У» На конических роликовых подшипниках означает повышенную точность по монтажной высоте. Справа от основного обозначения, также через черточку, указываются отличия подшипника от основного прототипа. Как правило, это некоторая модернизация, улучшающая характеристики или указывающая на определенные условия эксплуатации подшипника. . Краткая справка: по стандарту ISO подшипники имеют следующие обозначения класса точности: 1. Без обозначения — стандартный класс. 2. Р6 (выше, чем стандартный класс). 3. Р5 (выше, чем Р6). 4. Р4 (выше, чем Р5). 5. Р2 (выше, чем Р4). Правая часть дополнительных обозначений характеризуется также четырьмя группами обозначений: Ар, Bp, Ср и Dp, их расшифровка имеет следующие значения: 1. Ар — характеризует обозначение материала составляющих частей подшипника. Материал деталей подшипника указывается буквой (а следующая его версия снабжается соответствующим числовым индексом): 1) Б (Б1, Б2, БЗ и т. д.) — массивный сепаратор из безоловянистой бронзы; 2) Г (Г1, Г2, ГЗ и т. д.) — массивный сепаратор из черных металлов; 3) Д (Д1, Д2, ДЗ и т. д.) — сепаратор из алюминиевого сплава; 4) Е (El, Е2, ЕЗ и т. д.) — сепаратор из пластичны х материалов; , 5) Л (JIl, Л2, ЛЗ и т. д.) — латунный сепаратор; 6) Р (PI, Р2, РЗ и т. д.) — сепаратор из теплоустойчивых сталей; 7) X (XI, Х2, ХЗ и т. д.) — детали подшипников из цементированных сталей; 8) Э (Э1, Э2, ЭЗ и т. д.) — детали подшипников из стали марки ШХ с присадками; 9) Ю (Ю1, Ю2, ЮЗ и т. д.) — детали подшипников из нержавеющей стали 10) Я (Я1, Я2, ЯЗ и т. д.)— подшипники из редко применяемых материалов (стекло, керамика и т. д.); 11) W (Wl , W2, W3 и т. д.) — детали подшипников из вакуумируемой стали; 12) Н (HI, Н2, НЗ и т. д.) — кольца и, может быть, тела качения из модифицированной теплостойкой стали (кроме роликовых радиальных сферических двухрядных подшипников); 13) 3 (31, 32, 33 и т. д.)— детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.). 2. Bp и Ср — эти две части дополнительного обозначения отражают конструктивные отличия и специальные технические требования к подшипникам. К этим отличиям относятся: 1) А — подшипники повышенной грузоподъемности; 2) К (Kl, К2, КЗ и т. д.) — конструктивные изменения деталей подшипников; 3) У (У1, У2, УЗ и т. д.) — дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т. д.; 4) М — модифицированный контакт тел качения; 5) Ш (Ш1, Ш2, ШЗ и т. д.) — нормы шумности подшипников; 6) Т. (Tl , Т2, ТЗ и т. д.) — температура отпуска деталей; . 7) Н — канавка и смазочные отверстия в наружном кольце для роликовых, радиальных сферических двухрядных подшипников. 3. Dp — обозначение смазки, заложенной на заводеизготовителе. В отличие от стандарта ISO, в российском рвСТе, подобные обозначения характеризуют вовсе не Размер зазора, а марку смазки, закладываемую в подшипники закрытого типа на заводе-изготовителе (маркировка наносится в конце обозначения). Соответствие марки закладываемой смазки ее кодовому обозначению на подшипнике следующее: 1)С1 — ОКБ-122-7; 2) С2 — ЦИАТИМ-221; 3) СЗ — ВНИИ НП-210; 4) С4 — ЦИАТИМ-221С; 5) С5 — ЦИАТИМ-202; 6) С6 — ПФМС-4С; Щ 7) С7 — ВНИИ НП-271; 8) С8 — ВВНИИ НП-235; 9) С9 — JI3-31; 10) СЮ — № 158; 11) СИ — ВНИИ НП-262; 12) С12 — ВНИИ НП-260; 13) С13 — ВНИИ НП-281; 14) С14 — Фиол-2У; 15) С15 — ВНИИ НП-207; 16) С16 — ВНИИ НП-246; 17) С17 — Литол-24; 18) С18 — ВНИИ НП-233; 19) С19 — ВНИИ НП-286; 20) С20 — ВНИИ НП-274; 21) С21 — ЭРА; 22) С22 — ВНИИ НП-288; 23) С23 — ШРУС-4; 24) С24 — СЭДА; 25) С25 — ИНДА; 26) С26 — ЛДС-3; 27) С27 — ФАНОЛ; 28) С28 — ВНИИ НП-555; 29) Подшипники, заполненные смазкой ЦИАТИМ-201, дополнительного обозначения по смазке не имеют. * Международная маркировка предусматривает, что все дополнительные сведения о подшипнике находятся справа от основного обозначения.

x