Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi
Какими особенностями обладают сигнализационные системы с автозапуском?

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях
Диагностика авто перед покупкой
Ремонт втягивающего реле стартера
Выбирайте переоборудование микроавтобусов в Бердичеве – это лучший вариант по качеству и срокам исполнения
Блок управления подушками безопасности

Нарезание резьбы 

Перед тем как нарезать резьбу, необходимо определиться с диаметром, шагом и материалом заготовки. Почему здесь играет роль материал? Ответ прост: каждый; материал имеет свою вязкость, хрупкость и множество

других параметров, которые прямым образом влияют на процесс нарезания резьбы. Поэтому перед тем как взять в руки метчик или плашку, необходимо представлять себе не только диаметр и шаг резьбы, но и точный диаметр отверстия (или внешний диаметр заготовки) для каждого конкретного материала. Краткая справка: метчик — основной инструмент для нарезания резьбы в отверстиях (рис. 3.2). Эти инструменты изготавливаются из высокопрочных инструментальных сталей У12А, 9ХС, Р9 и Р18. Метчики подразделяются на ручные, машинно-ручные, гаечные, плашечные и маточные. Ручные метчики служат для нарезания резьбы вручную. Для резьбы шагом до 3 мм включительно применяют комплект из двух метчиков — черновой и чистовой. Резьба с шагом свыше 3 мм обычно обуславливается последовательным применением 3 различных метчиков. Для того чтобы определить.последовательность применения метчиков, их маркируют рисками на хвостовике: одна риска — черновой, две риски — средний, хвостовик чистового метчика, как правило, рисок не имеет.

26

Гаечные метчики объединяют в себе черновой и чис\ товой метчик и предназначены для нарезания резьбы 3d один проход. Машинно-ручные метчики, исходя из своего названияJ предусматривают возможность применения их еще и на станочном оборудовании. Маточные и плашечные специализированные метчщ ки предназначены для предварительного и окончателц ного нарезания резьбы в плашках. Плашка — основной инструмент для нарезания резы бы на внешнем диаметре. Плашки бывают круглые и раздвижные. Круглые плашки (рис. 3.3), в свою очередь, подраздел ляются на цельные и разрезные (или пружинящиеЩ Разрезные плашки делаются с прорезью, позволяющей ей в небольших пределах изменять диаметр нарезаем мой резьбы. Раздвижные плашки состоят из двух половинок и работают только совместно со специальным держатели лем — клуппом.

27

Материал для изготовления плашек применяется тот же самый, что и для метчиков. В нашем случае наибольший интерес представляют круглые неразрезные плашки (лерки), дающие чистую резьбу за один проход. Итак, если материал подобран, диаметр, шаг и профиль резьбы определены, приступаем к практическим действиям. Первое, что необходимо сделать, это разметить деталь. Разметка производится, в зависимости от условий и конфигурации заготовки, стальной закаленной чертилкой с помощью металлической линейки или разметочным штангенциркулем. Краткая справка: чертилка — слесарный инструмент для разметки деталей и заготовок под дальнейшую механическую обработку. Представляет собой круглый пруток длиной 150—200 мм с углом заострения рабочей части 15-20°. Чертилки изготавливаются из инструментальной стали марки У 10 или У 12 с последующей закалкой. Краткая справка: разметочный штангенциркуль — измерительный инструмент с функцией разметочного. Этот инструмент незаменим при круговой и радиусной разметке. Штангенциркуль имеет шкалу (обычно с точностью до 0,05 или 0,1 мм) и два заостренных элемента, один из которых перемещается параллельно его осевой линии. Для получения линий под углом 90° применяют стальной угольник, при необходимости совместно с линейкой. Краткая справка: угольник — стальной разметочный инструмент с углом 90°. По точности угольники делятся на четыре класса: 0,1,2 и 3. Особо точные, класса «О», применяются для проверки совместной перпендикулярности плоскостей и проверки угольников классом ниже, что, в принципе, не запрещает работать ими при разметке. Разметка ведется плавно, с небольшим нажимом, не допуская отрыва режущей части чертилки от направляющей плоскости. При этом чертилка должна иметь наклон

в сторону движения. Относительно плоскости детали, угол должен составлять порядка 75—80°. Для радиусных разметок необходимо углубить металл кернером и только затем, поставив один из заостренных концов штангенциркуля в углубление, провести вторым концом заданный радиус окружности. При этом нажи4 мать на инструмент нужно осторожно, до появления четкой полосы на размечаемой поверхности. Краткая справка: кернер — слесарный инструмент ударного типа, в основном предназначенный для нанесе\ ния конических углублений под дальнейшее сверление. Острие рабочей части у небольших экземпляров затачивается на конус с углом 40°. У кернеров среднего размера, специально предназначенных для нанесения углублений под сверление, угол составляет 60° и 75°. Инструмент, как правило, изготавливается из инструментальной ста-' ли марки У7А с дальнейшей термообработкой. После разметки намеченные точки следует несколь-^ ко углубить кернером. Делается это для предотвращен ния бокового скольжения сверла в начальный момент сверления. Кернение производим следующим образом: удерживая кернер пальцами левой (для левшей правой) руки и не-; сколько наклоняя его от себя, ставим острием точно в центр пересечения разметочных линий. Затем, старясь его не сдвигать, устанавливаем инструмент в вертикаль-* ное положение, одновременно опуская мизинец на деталь для его фиксации в момент удара. Правой рукой с помощью подходящего молотка (достаточно молотка с массой 200—300 г) наносим удар по противоположному концу кернера под углом 90° к плоскости разметки. Следующая операция — подбор сверла. Сверло выбираем по таблице, исходя из диаметра и шага резьбы, делая поправку на материал (рис. 3.4). Здесь необходимо придерживаться точных значений, ибо завышенный диаметр сверла приводит к резьбе с неполным профилем и, как следствие, прочность резьбы резко снижается.

28

Если применить сверло с заниженным диаметром, возникнет большая вероятность срыва резьбы при заходе метчика. Даже если вам все-таки удалось его внедрить в материал, дальнейшее его продвижение обязательно приведет к заклиниванию. В этом случае даже его обратное вращение не всегда гарантия его целостности, особенно если обработке подвергается вязкий материал (алюминий, латунь или сталь). Выбрав по таблице сверло, не спешите зажимать его в инструмент, сначала посмотрите на угол между рабочими кромками и на наклон винтовой канавки, выбрасывающей стружку (второй параметр важен, только если глубина сверления имеет значительную величину). Дело в том, что для эффективной работы каждый материал требует определенный угол заточки режущих кромок сверла, градаций не так много: 1. Для пластмасс — 85-90°. 2. Алюминиевые сплавы, бронза, латунь — 130—140°. 3. Конструкционная сталь— 115-120°. 4. Закаленная сталь — 140—150°. Затачивая сверло, следите за тем, чтобы задний угод обязательно имел положительное значение (иначе рабо-1 чая кромка будет иметь положение вне зоны резания), длина обоих кромок должна быть равнозначна (другими словами, вершина угла, образованного режущими к ром-, ками, должна точно совпадать с осью симметрии сверла), в противном случае получите отверстие с неожиданно уве| личенным диаметром. Происходит это по причине сме| щения центра сверла. Та кромка, которая окажется длищ нее, будет резать металл по радиусу относительно центра вращения, а так как этот радиус будет больше половины диаметра сверла, то соответственно и отверстие будет уве| личено на величину отклонения оси вращения от оси сим| метрии сверла, умноженную на два. Если хвостовик сверла имеет разного рода задиры, сни<| мите их надфилем, в противном случае есть риск попада! ния бугорков на зажимные кулачки патрона. В этом слу| чае сверло перекашивается относительно оси вращения и во время работы будет «бить». Учитывай все вышеописанные рекомендации, приступаем к процессу сверления: 1. Зажимаем сверло в кулачковый патрон, сначала от руки, затем дожимаем его специальным ключом. Не то4 ропитесь; если эту часть операции пропустить, хвостовик покроется глубокими круговыми царапинами с характерным бугорком металла в конце задира. 2. Проверяем биение сверла, включив вращение патрона вхолостую. 3. Обрабатываемую деталь или заготовку надежно закрепляем. 4. Медленно подводим кончик сверла к обрабатываем мому материалу, одновременно отслеживая совпадение оси вращения инструмента с накерненной лункой. Если сверло пытается отклониться, ищем причину. Дело может быть в неперпендикулярности плоскости детали к оси вращения. В этом случае перезакрепляем деталь или, если сверлим электродрелью, точнее ее позиционируем. Еще одна ошибка начинающих слесарей — слишком маленькая лунка после кернера. В этом случае имеет смысл ее углубить. Если эта операция успеха не приносит, видимо, у вас сверло относительно большого диаметра. В этом случае сначала просверлите отверстие тонким вспомогательным сверлом, диаметр которого будет равен размеру перемычки (между режущими кромками) основного сверла. При сверлении глубоких отверстий периодически поднимайте (почти полностью) сверло для очистки от накопившейся стружки, иначе есть риск его заклинивания и поломки. В мягком материале могут получиться отверстия значительно большего диаметра, к тому же с неровными стенками. Это может произойти за счет налипшей по боковым стенкам сверла стружки. В таких случаях применение смазки обязательно. Примечание: если обычное, хорошо заточенное сверло в первоначальный момент сверления издает неприятный свист — значит, вы пытаетесь просверлить закаленный металл, твердость которого сопоставима с твердостью самого сверла. В этом случае для получения резьбы выход один — полный отжиг заготовки. Твердость снимается следующим образом: нагреваем деталь до 900 "С, затем выдерживаем некоторое время для ее равномерного прогрева и даем остыть совместно с печью. Если же требуются только отверстия или отжиг детали нежелателен, применяйте сверла, специально предназначенные для закаленных сталей. Такие сверла имеют заметно большую массу по сравнению с обычными и очень хрупки (при падении на твердый пол разрушаются, как стекло). 5. В процессе сверления не забывайте смазывать и охлаждать инструмент (периодически поливая зону обработки жидким маслом или водой), иначе режущие кромки при сверлении вязкого материала забьются налипшей стружкой, а при обработке твердого быстро придут в негодность. Первый признак затупившегося инструмента — pesf кий противный свист. Немедленно прервите процесс свер| ления, иначе перегретый кончик сверла получит нежела^ тельную термообработку (отжиг). Перезатачивать такой инструмент бесполезно. Как выход из положения, мо м но отрезать отожженную часть сверла «болгаркой» (или посредством наждачного круга) с промежуточными ох| лаждениями водой. При наличии свободного времени, сверло можно закалить заново. Если есть чем нагреть сверло, операция закалки до J вольно простая: нагреть инструмент до 750—760 °С (тещ пературу отслеживаем по цвету каления). В данном слуя чае необходимо разогреть сверло до темно-вишнево-крас| ного цвета, затем быстро охладить его в емкости с маслом.] После чего, выровняв положение режущих кромок до нужного угла, произвести их заточку. 6. Будьте особенно бдительны в конце процесса (осо4 бенно, если работа ведется ручной дрелью), наибольшее количество сверл ломаются именно в конце сверления,! Причины кроются в следующем: потеряв сопротивление^ сверло с ускорением пролетает сквозь заготовку, натыкан ясь (частенько под углом) на другие детали, его поломка в этом случае неизбежна. Я Опытные ремонтники, нанизывают на сверла ограни-1 чительные втулки либо кусочек резинового .шланга. Эф-1 фект налицо — портится только резиновый шланг. Еще один неприятный момент: в самом конце обработки сверло пытается быстро «ухватить» оставшиеся кущ сочки материала и, упираясь в них своими канавками, резко дергает дрель в сторону детали. Поэтому, ночувЦ ствовав момент его выхода, не переусердствуйте с оборотами и нажимом. 7. Сверление криволинейных поверхностей типа вал.' следует производить на сверлильном станке, уложив деталь в подходящую призму. Последовательность действий в этом случае следующая:! 1. Закрепляем сверло в патроне. 2. Устанавливаем призму на плоскость столика станка с таким расчетом, чтобы опущенное вхолостую сверло упиралось точно в центр углубления призмы. 3. Производим кернение заготовки по заранее размеченной поверхности. 4. Укладываем деталь на призму и, опустив сверло почти до касания с ее поверхностью, «ловим» лунку керна, передвигая и вращая деталь вручную. 5. Немного углубив лунку, ослабляем вертикальную подачу почти в ноль и быстро отслеживаем возможные отклонения сверла от оси вращения (пункт особенно актуален для тонких и длинных сверл). 6. При незначительных отклонениях «юстируем» левой рукой положение детали в двух плоскостях, периодически для проверки поджимая сверло к детали. 7. Если сверло при нажатии визуально не «уходит» в сторону от вертикального положения, окончательно сверлим отверстие до нужной глубины. После всех подготовительных работ переходим к заключительной операции — нарезанию профиля резьбы: 1. Нарезание внутренней резьбы метчиками. Зажимаем черновой метчик в специальный держатель — вороток. В зависимости от места положения будущей резьбы применяются воротки в основном трех типов: обычные, с готовыми гнездами, раздвижные и с цанговым зажимом хвостовика метчика (рис. 3.5). Последние имеют короткую скользящую рукоятку и предназначены для работы в ограниченном пространстве. Далее метчик устанавливаем строго вертикально в отверстие и начинаем вращать вороток держателя с легким нажимом по часовой стрелке (для нарезания левой резьбы в противоположную сторону). Первоначально действие по ощущениям напоминает вкручивание шурупа в мягкое дерево. Как только почувствуете, что метчик «схватил», нажим прекращаете и продолжаете нарезать без нажима. Вращайте вороток плавно, без рывков, учтите, что черновой метчик при нарезании снимает более 60% срезаемого материала, поэтому он наиболее «тугой».

29

Для удаления стружки обязательно делайте обратный * i 'Н?Э ' ход на пол-оборота после одного-двух оборотов по часЫ вой стрелке, (особенно это касается вязких материалов) Обратный ход подрезает стружку, иначе она, накопи* шись в отверстии, заклинит инструмент либо повредит уже готовые нитки резьбы. Чтобы резьба получилась как можно качественней! метчик во время работы необходимо смазывать. Смазку! для каждой разновидности металла желательно приме] нять свою: 1. Железо и сталь— индустриальное или моторное масло. 2. Чугун — керосин, в некоторых случаях смазка н^ требуется. 3. Алюминий и алюминиевые сплавы керосин. Щ 4. Чистая медь — скипидар. 5. Бронза -^ смазки обычно не требует. В глухих отверстиях резьба нарезается поэтапно с не однократным выворачиванием метчика и очисткой ощ верстия от накопившейся стружки. Для того чтобы peal ба в этих отверстиях была в конце полной, необходим*! предусмотреть место для выхода заборной части чистово го метчика. Дополнительная длина определяется расстр янием от основания до начала калибрующей части метчика, плюс 2-6 мм под стружку.Далее, если метчика у вас три, заряжаем в вороток средний метчик, если только два — то сразу чистовой. Чистовой метчик в основном служит для калибровки резьбы и снимает не более 10% металла. Перед выворачиванием инструмента в обратную сторону постарайтесь очистить доступную рабочую часть от налипшей стружки, это особенно актуально для деталей из алюминия и алюминиевых сплавов. Нередко налипшая (не без помощи неподходящей смазки) стружка при подклинивании задирает часть ниток. Вывернув последний метчик, продуваем резьбу пневмопистолетом (в этот момент берегите глаза!), очищаем весь инструмент мелкой щеткой (очень удобна обычная зубная) и, смазав машинным маслом, укладываем в коробочку подальше от пыли и влаги. . 2. Нарезание внешней резьбы плашками. Вкладываем плашку в вороток подходящего диаметра (рис. 3.6) и крепим ее от проворачивания имеющимися штатными винтами. Воротков по размеру гнезда под плашки (диаметром от. 16 до 65 мм) насчитывается около двух десятков. Если подходящего типоразмера под рукой нет, выручат переходные разрезные колечки, сократив количество необходимых воротков до трех-четырех штук.

30

Плашка в гнездо воротка вкладывается любой стороЛ ной, так как по заходной части обе стороны абсолютна! симметричны. Середина ее нарезающей части играет ролм резьбового калибра. Принципы нарезания внешней резьбы практически! аналогичны нарезанию ее метчиком: те же самые 90° от-1 носительно оси симметрии заготовки, те же два оборота ] вперед, пол-оборота назад. Хотя есть еще один немалой важный момент: учитывая то, что у плашки отцоситель-З но метчика гораздо меньшее количество «резцов», необЯ ходимо чаще контролировать перпендикулярность к деР тали (особенно в первоначальный момент). Поможет вам в этом небольшой угольник. Перед работой следует убедиться, что заготовка не имеа ет на участке нарезки резьбы окалины и следовг корро! зии, а ее диаметр точно соответствует табличным значе! ниям (рис. 3.7). Перед тем как закрепить деталь в тисках, обязательна сделайте заходную фаску на ее торце, это значительно облегчит начальную фазу нарезания резьбы. Чтобы получить особо качественную резьбу, следует при? менять комплект из двух плашек: черновой и чистовой.

31

После окончания работы плашки, как и метчики, обязательно очищают, смазывают маслом и укладывают в предназначенный для хранения футляр.