Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях

Диагностика и устранение внезапных отказов двигателя

Цель этой главы — подсказать начинающему автослесарю, как отыскать причины, вызывающие отказы в работе двигателя, способы их быстрого устранения, объяснить, в каких случаях необходимо срочно заглушить двигатель и ни в коем случае его не запускать до устранения поломок. Начнем с самых опасных для двигателя неисправностей: 1. Потеря давления в масляной системе. Если на приборной панели вдруг загорелся красный аварийный индикатор отсутствия давления в масляной системе — срочно

глушите двигатель и не пытайтесь его запускать до устранения причины потери давления. Работа без смазки повредит любой двигатель в считанные минуты. Следует помнить, что коленчатый вал во время работы контактирует с подшипниками через разделяющий слой масла. Так как масло в такие трущиеся пары подается под давлением, во время вращения вала создается гидравлический клин. Он в буквальном смысле всплывает над поверхностью подшипников и по этой причине практически не контактирует с поверхностью вкладышей. Кроме этого, масло, как и любая другая жидкость, неплохо отводит излишнее тепло. Теперь представьте себе, что по какойто причине подача масла в масляную магистраль прекратилась. При этом шатунные шейки коленчатого вала опустятся на поверхность подшипников, возрастающее трение в этих трущихся парах быстро разогреет легкоплавкий материал внешнего слоя вкладышей до температуры его плавления. Далее кусочки расплавленного металла налипнут на шейки коленчатого вала и в конечном итоге подшипники заклинят. Затем замки вкладышей не выдерживают нагрузки и разгибаются, провоцируя проворачивание вкладышей в их посадочных гнездах, тем самым вызывая неустранимый (по крайней мере, в обычной мастерской) износ постелей блока и гнезд под вкладыши в нижней части шатунов. В итоге невнимательный ремонтник получает неремонтируемые повреждения коленчатого вала, шатунов, расплавленные вкладыши и значительные финансовые потери. 2. Перегрев двигателя. Любой перегрев не обходится для двигателя без последствий. Даже если не произошло никаких видимых изменений, ресурс двигателя сильно сократится, и это в лучшем случае. В худшем же последствия перегрева могут быть значительно более тяжелыми, чем при работе без давления в масляной магистрали. Первыми признаками перегрева двигателя являются: 1. Уход стрелки индикатора температуры охлаждающей жидкости в красную зону.

2. Падение давления масла вследствие его разжижения от чрезмерной температуры. 3. Некоторое падение мощности двигателя. 4. Подклинивание поршней в цилиндрах, ц если в этот момент двигатель не заглушить, то могут произойти серьезные разрушения его основных деталей. Происходит это следующим образом: тепловые зазоры в замках колец от чрезмерной температуры сходятся в «нуль» (особенно в необкатанном двигателе, когда зазоры в замках колец минимальны). И если температура растет дальше, начинают подклинивать поршни, вызывая потерю мощности и дергание автомобиля в движении. В конечном итоге тепловое расширение колец достигает такого значения, что они наглухо заклинивают поршни в цилиндрах двигателя. Это, как правило, вызывает разрушение поршней, деформацию шатунов и коленчатого вала и, как следствие того, разрушение блока цилиндров обломками шатунов. При^том сильно страдает и головка блока цилиндров (ГВЦ), как самая горячая часть двигателя она перегружается в первую очередь. Последствием этого могут быть разного рода трещины в теле головки, особенно часто встречающиеся в камере сгорания в зоне седел клапанов (точнее, между этими седлами). Еще до появления трещин возникает коробление плоскости прилегания ГВЦ к верхней плоскости блока цилиндров. Перегрев двигателя сам по себе не возникает, его вызывает какая-либо причина, поэтому при первых его признаках стоит сбросить обороты и дать двигателю немного поработать на холостом ходу. Одновременно следует включить отопитель на полную мощность, это позволит снизить температуру охлаждающей жидкости до нормальных пределов, и только после этого его можно заглушить. Причин перегрева ДВС может быть достаточно много, наиболее распространенные из них следующие: а) Утечка охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Поиски места утечки много времени обычно не

занимают, визуальный осмотр подкапотного пространства поможет быстро определить место ее исчезновения. Предупреждение! Не доливайте холодную воду или охлаждающую жидкость в разогретый двигатель. Резкий перепад температур в этом случае неизбежно вызывает коробление головки блока ДВС. Если визуально утечек в подкапотном пространстве не наблюдается, возможно, потек радиатор (шланги, краник) отопителя или, что самое неприятное повреждена прокладка ГВЦ, и жидкость уходит в масляный поддон двигателя. В первом случае поднимаем коврики перед передними сиденьями и, если там обнаружится часть жидкости из системы охлаждения, ищем конкретное место ее утечки. Во втором случае утечка жидкости определяется по наличию мутной суспензии желтого цвета на масляном щупе. В такой ситуации запускать двигатель нельзя, суспензия не обладает необходимыми смазывающими свойствами. Ремонтируя двигатели после перегрева, йе пытайтесь просто сменить прокладку между блоком цилиндров и ГВЦ. Ее так просто не пробивает, обычно это следствие коробления ГВЦ, что делает такую замену пустой тратой времени и средств. Иногда бывают случаи утечки охлаждающей жидкости вследствие ослабленного крепежа ГВЦ. Это также косвенно говорит о перенесенном перегреве двигателя (если во время монтажа ГВЦ правильно затянули ее крепеж). В этом случае можно попробовать протянуть крепеж, не забывая соблюдать порядок затяжки и необходимое усилие, прикладываемое к инструменту. Предупреждение! Масло с попавшей в него охлаждающей жидкостью необходимо поменять в любом случае. Работа ДВС на суспензии не слишком сильно отличается от его работы при отсутствии давления масла. Наличие небольшого количества суспензии на тыльной крышке масляной горловины (что особенно заметно при значительных перепадах температуры) не говорит об

утпечке из системы охлаждения. Это всего лишь конденсат влаги из окружающего воздуха, особенно заметный ранней весной и поздней осенью. б) Загрязнение пластин радиатора грязью или мошкарой легко определяется визуально. Загрязнения удаляют промывкой радиатора струей воды под давлением со стороны моторного отсека. в) Отказ помпы. Чаще всего этот отказ происходит при обрыве или ослаблении приводного ремня (кроме двигателей, где для привода помпы используют зубчатый ремень ГРМ). Изредка, но встречается разрушение крыльчатки или ее слабая посадка на валу. Разрушение происходит из-за ее соприкосновения с корпусом, вследствие сильного износа подшипников вала (о чем обычно заранее «предупреждает» утечка жидкости через уплотнитель вала). Двигатель в таких случаях заводить можно, но только кратковременно, заранее сняв приводной ремень помпы. г) Отказ термостата. Термостат системы охлаждения иногда заклинивает в закрытом состоянии, не пропуская охлаждающую жидкость к радиатору (когда она прогревается в блоке до рабочей температуры). Последствия такого отказа сходны с поломкой помпы, замена термостата на заведомо исправный решает эту проблему. д) Отказ датчика включения электровентилятора радиатора двигателя. Появление такого отказа не редкость, особенно для отечественных изделий. До демонтажа датчика следует проверить электродвигатель вентилятора и его электрические цепи. Для этого снимают разъем с датчика и замыкают его два провода. Если электродвигатель и его цепи исправны, он должен сразу запуститься. На некоторых автомобилях (к примеру, на впрысковых «десятках») роль датчика управления электровентилятором радиатора играет датчик температуры охлаждающей жидкости, сигнал с которого посредством контроллера управляет электромагнитным реле включения вентилятора. Здесь для проверки силовых цепей следует замкнуть контакты этого реле.

3. Отказ системы питания. Сначала дефект проявля» ет себя как некоторое дергание двигателя вследствие недостаточного поступления топлива в цилиндры. В этом случае для начала необходимо проверить пропускную способность топливного фильтра тонкой очистки и в случае переполнения мусором исключить его путем соединения шлангов подачи топлива подходящей жесткой трубочкой. Предупреждение! Бензин, как и его пары, ядовит, предпринимайте все меры предосторожности от соприкосновения его с кожным покровом. Иногда подача топлива нарушается из-за забитой грязью сетки топливозаборника. В этой ситуации необходимо продуть воздухом топливную магистраль в обратную сторону (не забудьте после этого очистить топливный бак, иначе через небольшой промежуток времени, неисправность повторится вновь). В зимний период остановка двигателя может произойти из-за замерзания воды в трубках, заборнике или фильтре топливной системы. Выявление такой поломки производится так же, как и проверка топливного фильтра, — пробной продувкой воздухом. В случае положительного результата следует подержать автомобиль в теплом помещении и снова попытаться продуть топливные магистрали. Если все получилось, следует закончить ремонт промывкой топливного бака. Часто остановка двигателя происходит из-за отказа механического топливного насоса. Проявляется это чаще всего в жаркую погоду и у довольно изношенных насосов. Причиной отказа, как правило, является износ встроенного клапанного механизма, вследствие чего и происходит потеря его производительности. Дело в том, что конструкцией насоса предусмотрен значительный запас по производительности, и после того как его ресурс подходит к концу, он гораздо хуже охлаждается топливом, потому как давления на прокачку топлива через обратный трубопровод (в топливный бак) уже не хватает (по-

чти все перекачиваемое топливо забирает система питания). Повышенная температура в жаркую погоду лишь усугубляет ситуацию, делая топливо более жидким, то есть менее способным к перекачке. Застоявшееся топливо из-за высокой температуры подкапотного пространства образует так называемые паровые пробки, вызывая тем самым полный отказ топливного насоса. Для проверки этого предположения следует замерить давление, создаваемое топливным насосом на горячем двигателе. Другой часто встречающейся неисправностью топливного насоса является разрыв его мембраны. В этом случае велика вероятность попадания топлива в масляный поддон двигателя со всеми вытекающими из этого последствиями (потеря давления масла). Это происходит, как правило, при засоре дренажного отверстия насоса и сохранении его частичной работоспособности. Явление это не частое, но иногда случается, поэтому, проверяя уровень масла в двигателе, следует обращать внимание не только на его остаточное количество, но и на неожиданный прирост, особенно опасный в зимний период, когда топливо, проникшее в масляный поддон, не успевает испаряться из моторного масла. На впрысковых автомобилях топливный насос расположен либо в ~ баке, либо недалеко от него (в частности, на автомобилях «десятого» семейства фильтр расположен на днище кузова перед топливным баком, а насос совмещен с топливозаборником и расположен внутри бака). Отказу насоса обычно предшествует повышенный шум в его работе. Прежде чем демонтировать насос высокого давления, проверьте наличие напряжения в подводящих проводах. Потеря производительности насоса может быть вызвана засорением топливозаборника или фильтра тонкой очистки, неисправностью или износом самого насоса. Потеря приемистости двигателя и неравномерная его работа могут быть вызваны загрязнением или отказом некоторых топливных форсунок.

Данные дефекты устраняются промывкой форсунок посредством специальной жидкости либо их заменой. Промывка производится с помощью промывочного стенда (что предпочтительней) или путем добавки моющей жидкости непосредственно в топливный бак. 4. Отказ системы зажигания. Такого рода отказы в большинстве своем проявляются как внезапный отказ двигателя, без предварительных подергиваний. В отличие от системы питания, где топливо заканчивается постепенно, искра, как правило, исчезает мгновенно, отсюда такая резкая специфическая остановка двигателя. Причину подобного поведения прежде всего следует искать в высоковольтном распределителе зажигания, самая распространенная неисправность которого — обрыв (обгорание) резистора бегунка. Следующим по количеству отказов идет пробой изоляции бегунка (высоким напряжением на массу). Дефект проявляется аналогично отказам при обрыве резистора. Наравне с пробоем бегунка нередко наблюдаются повреждение изоляции крышки распределителя. Дефект эксклюзивных крышек устраняется разделкой трещины до чистой пластмассы и заполнением этого места эпоксидным клеем или разогретым с помощью паяльника полиэтиленом. Еще один способ ремонта предполагает сверление отверстия диаметром 3-4 мм примерно по центру трещины и последующее его заполнение вышеописанными способами. Если двигатель начинает трясти, или, как говорят, двигатель «троит», следует обратить внимание на свечи зажигания, которые частенько выходят из строя еще до гарантированных 15 тыс. км пробега, потому как работает они в очень неблагоприятных условиях. Проверку свечей проводят под давлением на специальном стенде или мотортестером на работающем двигателе, так как на открытом воздухе, то есть без давления, некоторые дефектные свечи способны производить довольно впечатляющую искру. Без приборов и стенда свечи можно проверить следующим способом: сдвигается изолирующий резиновый

колпачок по высоковольтному проводу в сторону от свечного наконечника. В образовавшийся зазор при работающем двигателе вставляется кусочек подходящего провода, предварительно посаженного вторым концом на массу двигателя. Обследовав таким образом все свечи, находим неисправную (по отсутствию влияния на обороты холостого хода двигателя при ее замыкании). Предупреждение! Не следует игнорировать порядок подсоединения замыкающего проводника, в противном случае есть риск принять на себя мощный высоковольтный разряд. Проверку свечей методом снятия высоковольтного наконечника, особенно на современном двигателе, производить опасно как для здоровья проверяющего, так и для целостности компонентов системы зажигания. В последнее время участились случаи преждевременного выхода из строя свечей по причине некачественного бензина (из-за добавок против детонации, образующих на изоляторе проводящий слой окиси железа). «Троение» двигателя может возникнуть и из-за повреждения крышки трамблера, если пробой изоляции произошел от одного из его свечных электродов на массу. В сырую погоду возможны потери высоковольтного напряжения по причине слабой изоляции высоковольтных проводов. В этом случае их следует обработать водоотталкивающей жидкостью типа WD-40 или хорошенько просушить. При первой же возможности такие провода лучше поменять на новые. Редко, но случается разрушение угольного контакта крышки распределителя. Изготовить временную замену для эксклюзивной крышки можно с помощью надфиля (из центрального электрода практически любого сухого элемента питания). Дефект виден визуально после снятия крышки. Двигатель в случае разрушения угольного контакта останавливается резко, как при пробое изоляции бегунка. В контактных системах изредка выходит из строя конденсатор, включаемый параллельно контактам. Дефект

проявляется как резкая потеря мощности искры и повышенное искрение на контактах прерывателя. При отсутствии оригинального конденсатора его с успехом может заменить конденсатор от аналогичных систем зажигания либо обычный неполярный радиотехнический конденсатор емкостью 0,25 микрофарад (мкФ) с рабочим напряжением не менее 300-400 Вольт. В системах, где в качестве датчика искры используется микроэлектронный прибор на основе эффекта Холла, при его выходе из строя можно приспособить подобный от аналогичной системы, закрепив его на опорной пластине любым удобным способом. К примеру, к автомобилям Audi-80; Axidi-100; WW-Golf и WW Passat, подходит не только датчик, но и катушка зажигания и даже коммутатор от отечественных автомобилей ВАЗ-2108-09, причем последний монтируется на разъем без всяких переделок. Для надежности желательно смонтировать все три основных элемента «восьмерочной» системы зажигания, так как иногда наблюдается повышенный нагрев катушки при длительном движении (допустим, при замене только коммутатора). Современные системы зажигания, например, автомобилей «Газель» (двигатели 3M3-4061.10-3M3-4063.10) и впрысковых «десяток» (двигатели ВАЗ-2111 иВАЗ-2112) не имеют в своем составе механических распределителей зажигания и, соответственно, присущих им дефектов. 5. Обрыв ремня генератора. Дефект внешне проявляется как отказ системы энергоснабжения высвечиванием аварийного индикатора генераторной установки. Ремонт осуществляется установкой нового ремня и последующей регулировкой его натяжения. До его установки необходимо проверить легкость вращения ротора генератора. 6. Обрыв приводных ремней помпы, гидроусилителя рулевого механизма и ГРМ. Отказ гидроусилителя рулес» вого управления не несет особых негативных последствии. Другое дело — обрыв ремня привода помпы; без циркуляции охлаждающей жидкости далеко уехать не полу-

чится. Ремонт также осуществляется установкой новых ремней и последующей регулировкой их натяжения. Перед установкой новых ремней проверьте вручную, нет ли заклинивания (заедания) соответствующих шкивов. Самые неприятные последствия возникают при срыве внутренних зубчиков ремня ГРМ, особенно на моторах, подверженных такому неприятному явлению, как встреча тарелок клапанов с верхними частями поршней при нарушениях в приводе механизма ГРМ. В таких случаях двигатель разбирается, проверяется состояние коленчатого вала, шатунов, поршней и делается капитальный ремонт ГВЦ с заменой поврежденных клапанов и их направляющих втулок. Если же двигатель не пострадал (на многих поршнях имеются специальные выемки, предусматривающие такого рода аварии), следует поменять натяжной ролик и поставить новый ремень (предварительно выставив установочные метки на зубчатых шкивах распределительного и коленчатого валов). Перед установкой нового ремня на двигателях «десятого» семейства проверьте плавность хода зубчатого шкива привода помпы. При замене любых приводных ремней следует тщательно очистить шкивы от следов масла и обезжирить.