Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях
Диагностика авто перед покупкой
Ремонт втягивающего реле стартера
Выбирайте переоборудование микроавтобусов в Бердичеве – это лучший вариант по качеству и срокам исполнения

Развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания

Из всего многообразия существующих в настоящее время автомобильных силовых установок устойчивое положение занимают конструкции, практически не отличающиеся по принципу работы от двигателей, устанавливаемых на самые первые серийные автомобили. Стабильные позиции в производстве занимают два типа поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС): бензиновый — потребляющий в качестве основного топлива бензин и дизельный — появившийся на автомобилях несколько позже, потребляющий дизельное топливо («солярку-»). Появление впрыска топлива в бензиновых моторах конструктивно сблизило эти два типа двигателей (в обеих конструкциях применяются форсунки, насосы высокого давления и т. д.), но все же принцип воспламенения топливной смеси как основное отличие, у каждого остается индивидуальным. Справедливости ради нужно упомянуть бензиновый роторно-поршневой двигатель Ванкеля -—.весьма интересную конструкцию, значительно превосходящую по своим техническим параметрам выше упомянутые моторы. При малых габаритах силовой установки Ванкелю удалось получить недостижимую для обычного двигателя мощность. Этот двигатель хорошо уравновешен и по сравнению с поршневыми имеет существенно меньшее количество деталей, без особых последствий переносит любой тип бензина, что, несомненно, является заманчивым для производства. Но, увы, сложность изготовления, дорогой

ремонт основных составляющих, не редко малый ресурс, большой расход масла и повышенная токсичность выхлопа не позволяют пока наладить массовый выпуск этого передового устройства. Краткая справка: первый двигатель внутреннего сгорания был создан французским инженером Этвеном Лену аром в 1860 г., а в 1862 г. изобретатель Бо де Pouia, кстати, из той же Франции, придумал четырехтактный цикл: всасывание топливовбздушной смеси, ее сжатие в цилиндре посредством поршня, поджог сжатой смеси электрическим разрядом, сгорание, тепловое расширение и выхлоп. Немецкий изобретатель Н. Отто развил эту замечательную идею, и в 1878 г построил первый четырехтактный ДВС, превосходивший более чем в два раза по коэффициенту полезного действия (КПД) существующие на то время тепловые машины. Дизельный двигатель с воспламенением от сжатия изобрел немецкий инженер Рудольф Дизель, 28 февраля 1892 г. он получил патент на четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. В отличие от бензиновых ДВС, в цилиндре этого двигателя сжималась не горючая смесь, а всасываемый воздух. И только тогда, когда температура воздуха в конце такта сжатия поднималась до 600-700 °С, в цилиндр под высоким давлением подавалось топливо. По началу топливом служил керосин, он моментально воспламенялся, и продукты сгорания, расширяясь от температуры, приводили в движение поршень цилиндра. В конце 1896 г. был создан работоспособный экземпляр, примерно в три раза превышавший КПД парового двигателя. Подлинную революцию в области ДВС совершил немецкий инженер Феликс Ванкель. Патент на двигатель внутреннего сгорания без поршней и клапанов он получил в 1929 г, а в 1967 г. роторный NSU Ro-80 на Франкфуртском автосалоне получил престижный титул «Автомобиль года». В двигателе этого автомобиля трехгранный ротор вращался в цилиндре

специального профиля по определенной траектории, отрабатывая все те же четыре такта. Незамедлительно все ведущие моторостроительные фирмы приобрели патент на производство роторно-поршневого двигателя (РПД), но, столкнувшись с большими техническими проблемами, были вынуждены отказаться от дальнейших разработок. До уровня серийного двигателя дотянули японская фирма Mazda и наш автопром. Двигатель при всех его недостатках отличался компактностью, которая превосходила однотипные по мощности поршневые моторы в 2—3 раза. Спортивный автомобиль Mazda RX-7 (или Mazda Savanna) выпускался с двухсекционным роторным двигателем, а позже его преемник Mazda RX-8 стал лучшим автомобилем 2003 г. в Японии, сделав очередной переворот в двигателестроении. В нашей стране РПД выпускались малыми сериями и исключительно для целей силовых структур. Двигатели внутреннего сгорания подразделяются: 1. По количеству тактов за рабочий цикл — двухтактные (на сегодняшний день крайне редко применяются в легковых автомобилях, в основном это удел мотоциклов) и четырехтактные. 2. По способу образования топливно-воздушной смеси — с внешним смесеобразованием (то есть смесь готовится вне цилиндров) — бензиновые и с внутренним смесеобразованием (рабочая смесь готовится внутри цилиндров) — дизельные и бензиновые с непосредственным впрыском. 3. По типу системы охлаждения — принудительная воздушная и, гораздо больше распространенная, жидкостная. 4. По расположению цилиндров — в один ряд, в два ряда под острым углом V-образно и с противоположными цилиндрами (то есть под углом 180°). Последние еще называют оппозйтными. 5. По числу цилиндров — одноцилиндровые, двухцилиндровый и многоцилиндровые. Зачастую в солидных автомобилях встречаются и 12-цилиндровые двигатели.

6. По принципу подачи воздуха в цилиндры— атмосферные (то есть те, у которых воздух в цилиндры поступает за счет разрежения, создаваемого собственными поршнями) и наддувные (воздух в цилиндры которых подается с помощью дополнительного механического устройства — турбины либо нагнетателя). Последние, несмотря на сложность, имеют внушительный перевес по литровой мощности за счет дополнительного заряда топливной смеси. Первое место по количеству производимых экземпляров до сих пор занимают бензиновые двигатели, несомненные плюсы которых: > • 1. Меньшая по сравнению с дизельными моторами масса при одной и той же мощности, 2. Лучшие скоростные характеристики. 3. Менее проблематичный зимний пуск, что особенно важно при эксплуатации северных районах. 4. Стоимость капитального ремонта меньше, чем у дизельного. 5. Стоимость запасных частей также несколько меньше. К основным недостаткам бензиновых двигателей, прежде всего, следует отнести: 1. Повышенный расход топлива. 2. Пониженный крутящий момент (дизельные моторы при одной и той же мощности гораздо более «тяговитые»)3. Повышенную пожароопасность (за счет применения бензина и газа в качестве основного вида топлива). 4. Более сложную навеску (то сеть вспомогательные агрегаты систем питания, зажигания и пр.). 5. Повышенную требовательность к качеству топлива и смазывающих материалов. 6. Как правило, более дорогое топливо. Развитие бензинового двигателя происходило сразу по нескольким направлениям: 1. Ход поршня в цилиндре постепенно изменялся в сторону уменьшения. Делалось это для уменьшения массы перемещающихся деталей, соответственно удешевлялось

производство и повышались максимальные обороты коленчатого вала. Эта тенденция постепенно уводит максимальный крутящий момент в область более высоких оборотов. 2. Одновременно снижалась высота поршня, что уменьшало площадь трения и общую массу шатунно-поршневой группы. 3. Неуклонно увеличивалась литровая мощность двигателя за счет увеличения степени сжатия, применения многоклапанных механизмов и оптимизации процессов топливообразования и зажигания. 4. Повсеместно применявшийся чугун (из него делались блоки двигателей, головки блоков и поршни) стал постепенно вытесняться более легкими алюминиевыми сплавами. 5. Толщина компрессионных колец постепенно снижалась и в настоящее время на некоторых моделях уже не превышает 1 мм. Такая тенденция позволяет уменьшить силы трения колец о стенки цилиндров, соответственно уменьшается износ и легче происходит их приработка. 6. Карбюраторные системы питания практически вытеснены сложными системами впрыска. Точность дозирования топлива, несомненно, возросла, но при этом возросли требования к его качеству и усложнились ремонт и техническое обслуживание. 7. Контактные системы зажигания, хотя еще и встречаются на выпускаемых автомобилях устаревшей конструкции, практически полностью вытеснены электронными устройствами (которые не имеют не только подвижных контактов, но зачастую лишены высоковольтного распределителя с сопутствующими ненадежными элементами). В последних конструкциях все эти устройства, включая катушку зажигания, совмещены в свечном наконечнике. Ко всему вышесказанному можно добавить, что у дизельных моторов неуклонно повышалось давление впрыска, что положительно сказывалось на технических характеристиках и токсичности выхлопа.

Конструкция дизельных двигателей в последние годы претерпела существенную модернизацию. Ранее тихоход, ные, в настоящий момент они вплотную подошли по своим скоростным характеристикам к современным бензиновым моторам, обладая при этом значительным превосходством по такому немаловажному параметру, как крутящий момент. Но ничто не дается даром; чтобы получить такие замечательные характеристики, пришлось оборудовать систему впуска турбонаддувом, современными микропроцессорными системами управления подачи топлива и т. д. Соответственно, стоимость двигателей до* вольно заметно возросла, что, впрочем, не помешало довести уровень их продаж в европейских странах до уровня продаж бензиновых двигателей. Бесспорными плюсами дизельных моторов являются: 1. Экономичность, особенно проявляющаяся во время междугородных поездок. 2. Значительно больший моторесурс по сравнению с бензиновыми двигателями. 3. Крутящий момент на низких и средних оборотах ощутимо превосходит этот показатель бензиновых моторов при одной и той же мощности. 4. Гораздо меньшая токсичность выхлопа. Несмотря на все достижения передовой конструкторской мысли, все еще остаются некоторые «дизельные» недостатки: 1. Повышенный шум и вибрации, особенно проявляющиеся на холостых оборотах. 2. Относительная дороговизна двигателя по сравнению с аналогичным по параметрам бензиновым. 3. Повышенная требовательность двигателей, особенно с турбонаддувом, к качеству моторного масла. Все поршневые двигатели, в принципе, устроены довольно схоже и имеют следующие механизмы и системы:, 1. Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) — служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршней 2 в цилиндрах 1 во

вращательное движение коленчатого вала 5 посредством шатунов 4 (рис. 4.1). 2. Газораспределительный механизм (ГРМ) — служит для своевременного наполнения цилиндров горючей смесью, создает условия для сжатия этой смеси и осуществляет выпуск отработанных/Газов посредством распределительного вала 3, клапанов 6 и механизмов их привода (рис. 4.2). Привод распределительного вала состоит из нижней (которая находится на коленчатом валу) и верхней 1 шестерен. Шестерни механически связаны между собой зубчатым ремнем 2. Для того чтобы привести клапаны в движение, кулачки распределительного вала 4 давят на регулировочные шайбы стаканчиков 5, тем самым создавая усилия для сжатия клапанных пружин 8. При этом тарелки клапанов отходят от их седел, создавая условия для впуска рабочей смеси либо выпуска выхлопных газов.

42

43

Как правило, привод газораспределительного механиз ма современных двигателей осуществляется зубчатым рем нем, но иногда встречается устаревший цепной привод и совсем уже редкость — привод распредвала косозубой ш§ стерней. Если конструкцией четырехтактного двигателя предусматривается применение одного распределительного вала, передаточное число привода в обязательном поряд ке должно соответствовать соотношению 1:2 (т. е. шестерня распредвала должна быть по диаметру в два раза больше той, которая установлена на коленчатом валу) Делается это для синхронизации газораспределительно го механизма с кривошипно-шатунным, так как для пра

вильной работы двигателя за один оборот распределительного вала коленчатый вал должен сделать два оборота. Дефекты газораспределительного механизма, если их вовремя не устранить, способны надолго вывести двигаI те ль из строя. 3. Система смазки — осуществляет посредством масляного насоса смазку жидким маслом под давлением подшипников коленчатого и распределительных валов, а также некоторых других тяжело нагруженных механизмов. Система смазки также отводит продукты износа и тепло от трущихся пар, поэтому всегда имеет узел очистки (масляный фильтр или центрифугу) и иногда обладает своим собственным масляным радиатором. Отказ этой системы не позволяет проехать автомобилю более 2-2,5 км даже по ровному асфальту, после этого наступает остановка двигателя за счет полного разрушения подшипников коленчатого вала и другие тяжелые последствия. 4. Система питания — предназначена для приготовления, оптимизации и подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Бензиновые двигатели первоначально оборудовались карбюратором, который в настоящее время встречается только на устаревших моделях. На смену карбюратору на довольно короткий промежуток, времени устанавливалась система с одной форсункой в коллекторе (моновпрыск). Затем количество форсунок увеличилось до числа цилиндров двигателя (плюс специальная пусковая форсунка, предназначенная для обогащения топливовоздушной смеси в момент холодного запуска). В конечном итоге форсунки из впускного коллектора переместились в камеру сгорания (непосредственный впрыск). Система питания дизельных ДВС, имеющая в своем составе топливный насос высокого давления (ТНВД) и форсунки, с момента ее установки на первые дизельные автомобили коренных изменений не претерпела. Дефекты этой системы отрицательно сказываются на токсичности выхлопа, ресурсе двигателя, легкости запуска и ходовых качествах.

44

Коленчатый вал (рис. 4.4) является одной из основных частей двигателя и состоит из щек 2, коренных 4 и шатунных 3 шеек. В передней части вала находится шейка 1 под шестерню привода ГРМ (иногда масляного насоса) и шкив привода вспомогательных агрегатов (генератора, помпы и т. д.). В заднем торце вала расположено гнездо под подшипник ведущего вала коробки переда1* (КПП) и посадочная поверхность под маховик 7, который за счет своей массы сглаживает толчки от поршней

45

и обеспечивает безостановочный их проход через мертвые точки. Маховик представляет собой массивное металлическое колесо с зубчатым венцом для зацепления с ведущей шестерней стартера во время запуска двигателя. Коленчатый вал в основной массе двигателей отливается из высокопрочного чугуна и для 4-цилиндрового двигателя имеет четыре шатунные и пять коренных шеек, закаленных токами высокой частоты (на глубину около Змм). Столь глубокая закалка производится для того, чтобы при последующих ремонтах была возможность восстановить поверхность изношенных или поврежденных шеек путем перешлифовки на уменьшенный размер, при этом применяются ремонтные, уменьшенные по внутреннему размеру вкладыши. Вертикальное перемещение поршня ограничивается радиусом кривошипа коленчатого вала. В двух его крайних положениях скорость поршня равна нулю. Крайнее

В конце рабочего хода поршня (при приближении его к НМТ) открывается выпускной клапан, давление в цилиндре снижается до 0,3—0,75 МПа, а температура — д0 950-1200 °С. 4. Такт выпуска (рис. 4.8). Во время этого такта коленчатый вал совершает поворот на 180°, поршень перемещается от НМТ к ВМТ, выталкивая продукты сгорания в выпускной коллектор 7 (при этом выпускной клапан открыт, а впускной закрыт). Работа четырехтактного дизельного двигателя также осуществляется за два оборота коленчатого вала, но при этом имеются существенные отличия от работы бензинового двигателя: 1. Такт впуска. При движении поршня от ВМТ к НМТ в цилиндре образуется разряжение и через воздушный

46

фильтр в его полость (при этом впускной клапан открыт) поступает атмосферный воздух (с температурой 30—60 °С) с давлением немного ниже атмосферного. 2. Такт сжатия. Поршень движется от НМТ к ВМТ (впускной и выпускной клапаны при этом закрыты), сжимая поступивший воздух. Для надежного воспламенения топлива необходимо, чтобы температура сжатого воздуха была выше температуры самовоспламенения топлива. При подходе поршня к ВМТ в цилиндр через форсунку впрыскивается дизельное топливо, подаваемое топливным насосом высокого давления. 3. Такт расширения (или рабочий ход). Впрыснутое в конце такта сжатия топливо, перемешиваясь с нагретым воздухом, воспламеняется, начинается процесс сгорания с быстрым повышением температуры и давления (в этот момент оба клапана закрыты). При этом максимальное давление газов достигает 6-10 МПа, а температура— 18002000 °С. Под действием давления газов поршень перемещается от ВМТ в НМТ, тем самым совершая полезную работу. 4. Такт выпуска. Поршень перемещается от НМТ в ВМТ (выпускной клапан открыт, а впускной закрыт) выталкивая в выпускной коллектор отработавшие газы, температура которых снижается к этому моменту до 700 °С. После завершения последнего такта рабочий цикл повторяется заново, в той же самой последовательности.