Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях
Диагностика авто перед покупкой
Ремонт втягивающего реле стартера
Выбирайте переоборудование микроавтобусов в Бердичеве – это лучший вариант по качеству и срокам исполнения

Материалы, применяемые для эксплуатации, ремонта и обслуживания автомобилей

Любой современный автомобиль требует определенного типа топлива и многочисленных технических материалов для смазки, охлаждения и привода основных и вспомогательных агрегатов. Основными видами топлива являются бензины и дизельное топливо (солярка). Каждый из них выпускается как в летнем, так и в зимнем варианте. 1. Бензины (Motor gasoline). Бензины (от франц. benzine) представляют собой смесь углеводородов, имеющих температуру кипения от 30 до 200 °С, и присадок, предназначенных для улучшения их эксплуатационных свойств. В России распространены четыре вида бензинов: 1. «А- 76» — для грузовиков и устаревших двигателей легковых автомобилей. 2. «АИ-92» — для основной части парка отечественных легковых автомобилей. 3. «АИ-95» — для иномарок и последних моделей отечественных автомобилей. 4. «АИ-98» (мало распространен)— предназначается, как правило, в основном для иномарок бизнес-класса и выше. Марки бензинов характеризуются, прежде всего, октановым числом, которое в нашей стране определяется двумя различными методами: моторным методом (обозначение бензинов буквой «А» ) и исследовательским методом (обозначение буквами «АИ») . Автомобильные бензины, за исключением АИ-98, подразделяются на два вида: 1. «Летний» * для применения во всех районах (кроме северных и северо-восточных) в период с 1 апреля по

\ октября (в южных районах допускается применение летнего бензина в течение всего года). 2. «Зимний» —- для круглогодичного применения в северных и северо-восточных районах и остальных районах с 1 октября по 1 апреля. Многие начинающие мотористы при дефорсировке двигателя делают расчет объема камеры сгорания, равнозначно оперируя цифрами октановых чисел бензинов, полученных различными методами. Это заблуждение приводит к неправильным расчетам, реальные же соотношения между бензинами, обозначаемыми как «А» и «АИ», примерно следующие: 1. А-76 (ГОСТ 2084-77) — 80 единиц по исследовательскому методу. 2. АИ-92 (ТУ38.1011225-89) — 82,5 единицы по моторному методу. 3. АИ-95 (ШСТ2084-77) — 87 единиц по моторному методу. (ШСТ2084-77) — 89 единиц по моторному методу. С начала 1999 г. на территории России введен в действие новый стандарт на бензины— ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированные бензины». Основой для его разработки явился европейский стандарт EN 228-1993 с таким же названием. В зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом (АИ), устанавливаются следующие маркй неэтилированных автомобильных бензинов: ' 1. «Нормаль-80» — не менее 80 единиц по исследовательскому методу. 2. «Регуляр-91» — не менее 91 единицы по исследовательскому методу. 3. «Регуляр-92» — не менеэ 92 единиц по исследовательскому методу. 4. «Премиум-95» — не менее 95 единиц по исследовательскому методу. 5. «Супер-98»— не менее 98 единиц по исследовательскому методу. По ГОСТу Р 51105-97, каждая марка бензина делится по испаряемости на пять классов в зависимости от конкретного климатического района. 2. Дизельное топливо (ДТ). Топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения от +180 до-+360 °с. Дизельное топливо предназначено только для. двигателей с воспламенением от сжатия. В некоторые марки дизельного топлива вводятся присадки, улучшающие его эксплутационные характеристики, в которых оно особенно нуждается в зимний период. В России вырабатывается дизельное топливо трех марок: «Л» (летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха не ниже 0 °С), а также два вида зимнего «3» (температура эксплуатации которых ограничивается -2 0 °С и -3 0 °С) и арктическое «А» (температура применения которого доходит до —50 °С). Качество дизельного топлива определяется цетановым числом, фракционным составом, вязкостью, степенью чистоты и наличием сернистых соединений. В соответствии < $ этими показателями, качество отечественного дизельное топлива может быть либо первого, либо высшего сорта (массовая доля серы не превышает 0,5 и 0,2% соответственно).' Содержание серы в арктическом топливе не должно превышать 0,4%. Краткая справка: цетановое число (ЦЧ) характеризует воспламеняемость дизтоплива (чем оно больше, тем меньше период задержки самовоспламенения). ЦЧ определяется испытанием на специальной моторной установке, оно напрямую связано с низкотемпературными характеристиками топлива (чем ЦЧ меньше, тем ниже температура его застывания). По этой причине зимние и летние солярки имеют разные значения ЦЧ3. Масла. Автомобильные масла подразделяются в основном на моторные и трансмиссионные. Моторные масла можно разделить на три группы: для бензиновых двигателей, для дизельных двигателей и универсальные, успешно работающие в любом из этих двигателей. Предназначение моторного масла к какому-либо типу двигателя в основном определяется пакетом присадок, так как основа у масел одна. Если быть точнее, то основы также подразделяются на три основных типа: минеральная (на нефтяной основе), синтетическая и полу синтетическая (смесь минерального и синтетического масел). Полу синтетическое масло получают путем введения в минеральное масло синтетических компонентов (от 25 до 50%). Технические характеристики «синтетики» гораздо лучше параметров минерального масла, но и цену она имеет соответствующую. Как некий компромисс между ценой и качеством и были созданы полусинтетические масла, имеющие довольно высокие параметры при умеренной стоимости. Краткая справка: надписи на импортных емкостях с маслом должны соответствовать: 1. Минеральное масло — «Mineral». 2. Синтетическое масло — «Synthetic» либо «Full synthetic». 3. Полу синтетическое масло — «Semi-synthetic» или «Tail synthetic». Система классификации масла по SAE (Society of Automotive Engineers) основывается на вязкостных характеристиках масел при определенных температурах. Стандарт SAE J-300 содержит 5 летних и 6 зимних классов моторных масел, зимние классы имеют в обозначении букву «W» (Winter — зима), летние имеют только цифровое значение. Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. К летним классам вязкости относятся: SAE — 20, 30, 40, 50 и 60. К зимним классам вязкости относятся: SAE — OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W. Сегодня большинство масел всесезонные, которые обозначаются двойным индексом. Например, масло с индексом 5W-40 для зимы считается классом 5W, а для лета —. с классом 40. Для средней полосы России наиболее подходящие классы масел SAE 10W40 и SAE 15W40. Для изношенных двигателей необходимо использовать более густые летние масла (этим вы несколько поднимете недопустимо малое давление в масляной магистрали у прогретого двигателя). Подбор масла для относительно свежих двигателей лучше всего осуществлять по рекомендациям завода-изготовителя автомобилей. Предупреждение! Учтите, что при подборе моторного масла производители автомобилей дают собственные рекомендации по маркам и температурным диапазонам применения масел. Это связано не только с температурой окружающей среды, но и с особенностями конструкции двигателей^ Краткая справка: температурные диапазоны применения всесезонных моторных масел следующие: 0W40— от -40 до +35 °С. 5W30 — от -30 до +20 °С. 5W40 — от -30 до +35 °С. 5W50 — от -30 до +45 °С. 10W30 — от -25 до +30 °С. 10W40 — от -25 до +35 °С. 10W50 — от -25 до +45 °С. 15W30 — от -20 до +35 °С. 15W40 — от -20 до +45 °С. 15W50 — от -20 до +45 °С. 20W30 — от -15 до +40 °С. - Щ 20W40 — от -15 до +45 °С. 20W50 — от -15 до +45 °С. Частой ошибкой является подбор моторного масла исходя только из его стоимости и вязкости. Многие почемуто совершенно не -задумываются о качественных характе- ристиках масла. Классификация по качеству американского нефтяного института API (American Petroleum Institute) предусматривает разделение масел на два типа: • S» (Service) — для бензиновых двигателей и «С» (Commercial) — для дизельных. Большинство современных масел универсальны и подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Такие масла в индексе имеют обе буквы, указанные через дробь (например, SH/CF). Вторая буква, стоящая после «S» или «С», определяет качество масла (чем ближе к началу латинского алфавита стоит вторая буква, тем меньшим требованиям отвечает данное масло, и наоборот). Для бензиновых двигателей в настоящее время существует 9 классов (А, В, С, D, Е, F, G, Н и J), для дизельных двигателей — 8 классов (А, В, С, D, Е, F, G и Н). Масла классов А, В, С и D считаются устаревшими и в развитых странах уже не применяются. Масла SE можно использовать для автомобилей до 1979 года выпуска, SF — для конструкций 1980-1988 годов, SG — для конструкций 1989-1994 годов. Класс SH введен с июля 1993 года как высший класс для новейших бензиновых моторов, а минеральные масла класса SJ по техническим параметрам очень близки к недорогим маслам на синтетической основе. Самые современные масла на сегодняшний момент классов SH, SJ, CF, CG и СН. Совершенные энергосберегающие масла обозначаются дополнительными надписями — ЕС (Energy Conserving) или FE (Fuel Economy), стоящими сразу после обозначения вязкости (они обеспечивают ощутимую экономию топлива за счет пониженного трения деталей двигателя). Римские цифры после букв «ЕС» указывают уровень получаемой экономии топлива (к примеру, масло с надписью ЕС II экономит не менее 2,5% топлива). Энергосберегающие масла содержат присадки-модификаторы трения и имеют относительно низкую вязкость (обычно это масла классов вязкости по SAE: 0W30, 0W40, 5W30, 5W40, 10W30). Классы дизельных масел дополнительно подразделяются: для двухтактных (дополнительная цифра 2 в конце обозначения) и четырехтактных дизелей (дополнительная цифра 4 в конце обозначения). Двухтактные дизельные двигатели применяются в основном на американских грузовых автомобилях, но масло для них можно встретить и на наших прилавках. Трансмиссионные масла (Gear Oil), как и моторные, разделяются на классы по вязкости и на группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств. Классификация SAE J306, разработанная в США, разделяет масла по вязкости на шесть основных классов: 75W, SOW, 85W, 90, 140 и 250 (в отличие от моторных, трансмиссионные масла имеют более высокую вязкость). Первые масла являются чисто зимними, а три последних предназначены для жаркого южного климата. Как и моторные, трансмиссионные масла также бывают всесезонными. В нашей стране наиболее распространенными являются трансмиссионные масла категорий вязкости: SAE 75W90, SAE 80W90 и SAE 85W90. Первые позволяют уверенно эксплуатировать автомобиль даже в сильные морозы, вторые наиболее универсальны, а последние больше рассчитаны на жаркие южные районы. Краткая справка: температурные диапазоны применения всесезонных трансмиссионных масел следующие: 75W80 — от -40 до 35 °С. 75W90 — от -40 до 35 "С. 80W85 — от -26 до 35 °С 80W90 — от -26 до 35 °С. 85W90 — от -12 до 45 °С. В соответствии с классификацией API трансмиссионные масла по уровню эксплуатационных свойств делятся на шесть групп в зависимости от конструкции и нагруженности узла: GL-1, GL-2, GL-3, GL-4, GL-5 и GL-6. Краткая справка: рекомендуемые области применения трансмиссионных масел следующие: 1. GL-1 (аналог по ГОСТу— ТМ-1) — минеральные масла, предназначенные для применения в агрегатах с цилиндрическими, червячными и спирально-коническими зубчатыми передачами в условиях низких скоростей и нагрузок. Это обычные минеральные масла, предназначенные для легко нагруженных механизмов, без присадок (или с антиокислительными, антикоррозионными и противопенными присадками, но без противоизносных и противозадирных компонентов). 2. GL-2 (аналог по ГОСТу — ТМ-2) — масла, предназначенные для смазывания червячных передач, работающих в условиях таких же нагрузок, скоростей скольжения и температур, как и масла группы GL-1, но к которым предъявляются более высокие требования по антифрикционным свойствам. Они уже содержат антифрикционные присадки. 3. GL-3 (аналог по ГОСТу — ТМ-3) — масла, предназначенные для ручных КПП, трансмиссий со спирально-коническими зубчатыми передачами, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Такие масла облагают более высокими противоизносными и противозадирными свойствами по сравнению с маслами GL-2. 4. GL-4 (аналог по ГОСТу — ТМ-4) —- масла для автомобильных ручных КПП и трансмиссий, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малой скорости при высоких крутящих моментах. Масла GL-4 содержат высокоэффективные противозадирные присадки. 5. GL-5 (аналог по ГОСТу — ТМ-5) — масла, предназначенные для автомобильных гипоидных передач (КПП и ведущие мосты легковых автомобилей), работающих в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, а также при наличии ударных нагрузок на зубьях колес при высоких скоростях скольжения. Условия работы по жесткости превосходят GL-4, потому как в масла введены противозадирные присадки большей эффективности. 6. GL-6 — масла для автомобильных гипоидных передач с большим, чем у обычных гипоидных передач, вертикальным смещением осей зубчатых колес, которое создает условия для высоких крутящих моментов при повышенных скоростях и высоких ударных нагрузках. Эти масла содержат противозадирные присадки в большем количестве, чем масла типа GL-5. В настоящее время , для современных механических КПП используются масла групп GL-4 и GL-5, а для редукторов главных передач -ь GL-5 и GL-6 (выпускаются также масла для ведущих мостов с дифференциалом повышенного трения — Limited Slip Oil). Классификации API (IXXTfa) дают лишь общую характеристику трансмиссионных масел, не учитывающую всех нюансов применения их в конкретных узлах. Наиболее полные требования к маслам указаны в спецификациях производителей автомобилей, которые, как правило, проводят комплексные испытания собственных узлов и агрегатов, после чего на упаковке с проверенным маслом появляются соответствующие надписи. Перечень опробованных\и допущенных к эксплуатации масел обычно указывается в приложениях к инструкции по эксплуатации автомобилА. 4. Пластичные смазки. Пластичные (консистентные) смазки широко применяются в автомобильной технике. Они незаменимы там, где не предусматривается принудительная подача масла, прежде всего это подшипники качения и скольжения, а также разного рода механизмы с поступательно-возвратными движениями. Для смазки автомобильных узлов и механизмов применяют следующие консистентные смазки: 1) «1-13» — жировая смазка, по внешнему виду одно: родная слабо зернистая мазь от светло-желтого до темножелтого цвета. В ее состав входят минеральные масла и натриево-кальциевые мыла жирных кислот. Смазку применяют для ступиц колес автомобилей и других аналогичных узлов трения, где температурный режим не превышает +100 °С. К недостаткам этой устаревшей смазки следует отнести низкую влагостойкость — она практически полностью растворима в воде. В качестве заменителя можно использовать современную смазку «Литол-24». Температурный диапазон применения — от—20 до +100 °С. 2) «Солидол С» — представляет собой мягкую маслянистую мазь от светло-коричневого до темно-коричневого цвета. В состав смазки входят индустриальное масло и кальциевые мыла синтетических жирных кислот. Смазка предназначена для применения в узлах трения автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, станочного оборудования, открытых зубчатых и цепных передач. При температуре больше +65 °С солидол необратимо распадается. В качестве заменителя этой устаревшей смазки может использоваться универсальная смазка «Литол-24». Температурный диапазон применения — от—20 до +65 °С. 3) «УссА» — графитная смазка черного цвета с серебристым оттенком, близка по составу к синтетическим солидолам. Смазку производят на более вязком базовом масле, загущают кальциевыми мылами синтетических жирных кислот и добавляют до 10% графита. Эта устаревшая смазка предназначена для тяжелонагруженных тихоходных механизмов, цепных передач и для уменьшения трения между листами рессор. Температурный диапазон применения — от —20 до +60 °С. 4) «ЦИАТИМ-201» — представляет собой мягкую мазь желтого или светло-коричневого цвета. В состав смазки входят вазелиновое приборное масло МВП, литиевое мыло стеариновой кислоты и антиокислитель. Смазка применяется в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, в приборах и точных механизмах. В качестве отечественного заменителя может быть использована смазка «Фиол-1». Температурный диапазон применения смазки «ЦИАТИМ-201» — от -6 0 до +90 °С. 5) «ЦИАТИМ-221» — мягкая мазь светло-серого или белого цвета, создана на основе полисилоксановой жидкости. Смазка не растворима в воде, но гигроскопична (при попадании влаги довольно сильно твердеет), химически стойкая, инертная к резине и пластмассам. Она применяется для смазки подшипников электротехнических машин, различного рода приборов и малонагруженных редукторов. Температурный диапазон применения смазки — от —60 до +150 °С (кратковременно выдерживает температуру до +180 °С). 6) «Литол-24» — самая универсальная отечественная многоцелевая литьевая смазка представляет собой мягкую мазь коричневого цвета, создается путем загущения смеси нефтяных масел (индустриального «И-50А» и веретенного «АУ»), В качестве загустителя используется вязкостная присадка «П-20» (полиизобутилен). Смазка не упрочняется от воздействия высоких температур и не растворяется даже в кипящей воде (кстати, простой способ отличить ее от похожего по цвету солидола). По смазывающей способности, прочности, влагостойкости и другим важным свойствам «Литол-24» намного превосходит любые солидолы, а также смазки «1-13», «ЯНЗ-2» и другие хорошо известные многоцелевые смазки прежнего поколения. Она с успехом может использоваться как единственная для всех узлов легковых автомобилей, требующих смазывания пластичными смазками (за исключением шарниров равных угловых скоростей). Температурный диапазон применения смазки «Литол-24» — от -4 0 до +130 °С. 7) «Фиол-2М» и «Фиол-2У» — многоцелевые литиевые смазки коричневого цвета представляют собой минеральное масло, загущенное литиевым мылом оксистеариновой кислоты. Содержат антиокислительные и вязкостные присадки. Смазку «Фиол-2М» применяют для тросов привода воздушных заслонок карбюраторов, шлицов карданных валов, оболочек многожильных тросов управления, направляющих передних сидений, подшипников генератора, стартера й других электродвигателей, осей октан-корректоров распределителей зажигания. Смазку «Фиол-2У» применяют для игольчатых подтип ников карданных шарниров. В качестве заменителя для обоих типов смазок вполне подходит смазка «ШРУС-4». Температурный диапазон применения смазок «Фиол2М» и «Фиол-2У» — от -4 0 до +120 °С. 8) «Смазка №158» — мягкая мазь синего цвета и гладкой текстуры, создана на основе вязкого авиационного масла. Весьма долговечная смазка вредно воздействует на кожу рук. Она предназначена для смазки подшипников автотракторного электрооборудования (стартеры, генераторы и т. д.) и карданных шарниров (для их игольчатых подшипников). Смазка обеспечивает интенсивную работу подшипников в течение нескольких лет, не требуя замены. По эксплуатационным свойствам из отечественных смазок наиболее близкая смазка ШРУС-4. Температурный диапазон применения «Смазки № 158» от -40 до +100 °С (может кратковременно работать при температуре +120 °С). 9) «ШРУС-4» — мягкая мазь серебристо-черного цвета, специально предназначенная для смазывания шарниров равных угловых скоростей и подшипников сцепления. Смазка была разработана специально для автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». В дальнейшем ее стали использовать и в шарнирах других переднеприводных автомобилей. Равноценной отечественной замены для смазки «ШРУС4» в шарнирах привода колес нет. В хорошо защищенных узлах смазка служит очень долго, практически до капитального ремонта механизмов. Температурный диапазон применения смазки «ШРУС-4» — от -40 до +120 °С. 10) «ШРБ-4» — мягкая мазь от коричневого до темнокоричневого цвета, изготавливается на основе бариевого мыла. Смазка предназначена для смазывания шарниров передней подвески, наконечников тяг рулевого управления легковых автомобилей. В качестве замены вполне можно использовать смазки типа «ШРУС-4» и «Литол-24». Температурный диапазон применения смазки «ШРБ-4» — от-40 до +130 °С. 11) «ЛСЦ-15» — мягкая мазь белого цвета, предназначена для смазывания узлов трения, работающих при средних и высоких нагрузках и температуре не выше +130 °С. Смазка представляет собой минеральное масло, загущенное литиевыми мылами, содержит антиокислительные присадки и добавки на основе окиси цинка. Во многих случаях взаимозаменяема со смазкой «Литол-24». Температурный диапазон применения смазки «ЛСЦ-15» от -4 0 до +130 °С. 12) «Л3-31» — мягкая мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Смазка имеет слабую водостойкость, хорошие вязкостно-температурные свойства и большой срок службы. Область применения — выжимные подшипники сцепления, подшипники электрических машин и прочие аналогичные механизмы, работающие при температуре не более +130 °С. В качестве замены вполне можно использовать смазку «Литол-24». Температурный диапазон применения смазки «Л3-31» — от -4 0 до +130 °С. 5. Охлаждающие жидкости или антифризы (Coolant). Жидкости предназначены для систем охлаждения подавляющего числа автомобилей (кроме тех, у которых воздушная система охлаждения двигателя). Охлаждающие жидкости получили свое название от слова antifreeze (дословный перевод — «противоморозная»). Они с успехом заменили применявшуюся в прошлом обыкновенную воду, что позволило серьезно упростить эксплуатацию автомобилей при минусовой температуре окружающей среды (ранее воду заливали и сливали после каждой поездки!), а также избавить систему охлаждения от коррозии и накипи. Состав практически любого антифриза представляет собой раствор этиленгликоля в дистиллированной воде, от пропорции которого и зависит диапазон рабочих температур. Кроме того, антифризы содержат антикоррозионные и прочие присадки, улучшающие их эксплутационные свойства. Охлаждающие жидкости подразделяются на две основные группы — силикаТосодержащие и безсиликатные» 5. Справочна я информация 46 3 Последние имеют красный цвет и являются наиболее современными (срок эксплуатации 5 и более лет, кроме того, безсиликатные антифризы нейтральны к материалам, из которых изготовлены системы охлаждения, и практически не вызывают ее коррозии). Силикатосодержащие антифризы имеют различный цвет (от синего до зеленого) и служат не более двух-трех лет. Эти два типа антифризов не должны смешиваться друг с другом, но полностью взаимозаменяемы после промывки системы охлаждения. Промывать систему охлаждения следует 2—3 раза, желательно кипяченой водой и обязательно при открытом кранике отопите ля (если он конструктивно присутствует), при этом двигатель должен прогреваться каждый раз полностью (до срабатывания вентилятора системы охлаждения). В России выпускают два вида антифризов: тосолы («Тосол А», «Тосол А-40», имеющие характерный сине-зеленый цвет, и «Тосол А-65», как правило, красного цвета) и низкозамерзающие жидкости марок «40» и «65», предназначенные для заполнения закрытых систем охлаждения без расширительного бачка (светло-желтые, немного мутноватые жидкости). Антифриз марки «40» представляет собой смесь 52% этиленгликоля и 48% воды, а марки «65» — 64% этиленгликоля и 36% воды. Так как этиленгликоль вредно действует на металлы, к антифризам добавляют антикоррозионную присадку. Антифризы практически не портят резиновые патрубки и шланги. Они обладают повышенной текучестью (особенно в холодный период времени), что требует особой заботы об уплотнениях между деталями системы охлаждения. Слово «Тосол» возникло как название автомобильного антифриза, разработанного специально для системы охлаждения наших первых «Жигулей». Эта жидкость в настоящее время используется практически на всех отечественных автомобилях. Замерзание (кристаллизация) антифризов не представляет опасности для системы охлаждения, в отличие от обычной воды антифризы при замерзании почти не изменяют своего объема, поэтому элементы системы охлаждения не подвергаются разрушению. Буква «А» в обозначении тосолов говорит о том, что они предназначены для использования в системах охлаждения автотракторных двигателей (бывают другие разновидности тосолов, например, закалочный «Тосол-К» или смазочно-охлаждающая жидкость «Тосол-ОИЗ»— эти жидкости разработаны для производственных целей и в систему охлаждения не заливаются). Тосолы с буквой «М» в конце обозначения говорят о том* что они модернизированные, то ее>г ь с улучшенными эксплутационными характеристиками за счет более совершенных присадок. При замене или после слива антифриза систему охлаждения двукратно промывают чистой водой, прогревая ее на работающем двигателе до температуры 70-80 °С. Температура замерзания «Тосола А-40» —40 °С, а «Тосол а А-65» — -6? °С. Они предназначены для круглогодичного применения в закрытых системах охлаждения с расширительным бачком. «Тосол A (AM)» —1 это концентрат антифриза (этиленгликоля по массе не менее 96%, воды не более 3% , остальное — антикоррозионные и антивспецивающие присадки) с плотностью при 20 °С, равной 1,12-1,14 г/см3. Для получения «Тосола А-40» к 1 л концентрата добавляют 0,79 л дистиллированной воды, а для получения «Тосола А-65» — 0,58 л. При постоянной эксплуатации автомобилей в районах, где минимальная температура воздуха не опускается ниже —15 °С, допускается использовать антифриз с концентрацией до 45% (плотность не ниже 1,068 кг/см3). Срок службы антифриза — 3 года или 60 тыс. км пробега при сохранении его плотности до уровня 1,078^ ±0,002 г/см3 (при 20 °С). Краткая справка: соотношение плотности антифризов (замеренной при температуре 20 °С) и температуры их кристаллизации следующее: 1.1,020 г/см3 — -5 "С. 2. 1,040 г/см3 — -11 °С. 3.1,050 г/см3 -16 С. 4.1,055 г/см3 — -20 °С. 5.1,060 г/см3 24 °С. 6.1,070 г/см3 — -32 °С. 7.1,075 г/см3 — -37,5 °С. 8.1,078 г/см3—40 °С: 9.1,080 г/см3 42,5 С. 10.1,085 г/см3 — -52 °С. 6. Тормозные жидкости (Brake fluid). Тормозные жидкости применяются в тормозных гидравлических системах и в приводах механизмов сцепления. Для гидропривода тормозов используется специальная незамерзающая жидкость с высокой температурой кипения, тормозная жидкость для современных автомобилей должна соответствовать международным требования безопасности. Среди международных стандартов основными считаются нормы SAE J1703 и FMVSS 116, разработанные американской транспортной инспекцией DOT (Department of Transportation). Второй стандарт был локальным, но оказался наиболее универсальным и, как правило, тоже указывается на каждой упаковке тормозной жидкости, вне зависимости от производителя и места изготовления. Спецификация DOT делит все жидкости на семь основных классов: DOT-1, DOT-2, DOT-3, DOT-4, DOT-4+, DOT-5 и DOT-6. Жидкости, соответствующие нормам DOT-1 и DOT-2 (изготавливающиеся из смеси касторового масла с бутиловым спиртом и имеющие температуру кипения порядка 120 °С), во вновь разрабатываемых конструкциях автомобилей не применяются, а новейшие жидкости по нормам DOT-6 предназначены пока только для гоночных автомобилей. - . ~ ; . Для серийных автомобилей производятся тормозные Жидкости по DOT-3, DOT-4 и DOT-5 (с подклассом DOT-5.1), а различаются они, прежде всего, температурой кипения. 46 6 Ремонт легкового автомобил я Наибольшая она у DOT-5 — 260 °С, далее следуют D0T-4 с температурой кипения 230 °С и DOT.-3 с температурой кипения в 205 °С. Все жидкости на гликолевой основе (DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1) без проблем смешиваются между собой (кроме DOT-5, она производится на силиконовой основе, которая имеет отличительный красный цвет). Возможна и замена одной жидкости на другую в порядке возрастания номера, DOT-3 на DOT-4 и выше, DOT-4 на DOT-4+ и выше, DOT-4+ только на DOT-5.1, последняя альтернативы пока не имеет. Однако смешивание и замена одной жидкости на другую —- в обычной ситуации явление нежелательное (зачем портить параметры современной жидкости вливанием устаревшей?). Любую тормозную жидкость необходимо менять не реже чем раз в два года, так как они гигроскопичны и, набрав влаги, будут способствовать разрушительной коррозии внутренних частей тормозной системы (одновременно снижается температура, при которой они способны закипеть). Срок службы жидкости назначает производитель автомобилей, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидравлических систем своих машин. 7. Жидкости для АКПП (Automatic Transmission Fluid, ATF) и гидроусилителя рулевого механизма (Power steering fluid). Жидкости для автоматических коробок передач — узкоспециализированные жидкости, предназначенные специально для этих механизмов. Обычное моторное или трансмиссионное масло заливать в АКПП про- , тивопоказано. Узнать, какую жидкость нужно заливать в конкретную автоматическую коробку, можно, прочитав надпись на щупе контроля уровня в АКПП и табличках возле соответствующих заливных отверстий, а также с помощью справочной и ремонтной литературы. Жидкость для гидроусилителя рулевого механизма» как правило, используется та же самая, что и в АКПП» исключением являются некоторые автомобили, для которых выпускается специальная жидкость. 5. Справочна я информация 46 7 Наиболее распространенные на отечественных прилавках ATF — «Dexron» и «Dexron type II», вместо них можно использовать более современную жидкость «Dexron type III». В последнее время появился новый тип трансмиссионных жидкостей — тип «Т» (T-i, Т-2, Т-3, Т-4). Указанные типы трансмиссионных жидкостей, для того чтобы их не смешивали между собой, специально окрашены в различные цвета. 8. Пусковые жидкости. Пусковые жидкости, в основном состоящие из легковоспламеняющихся эфиров, предназначены специально для пуска бензиновых и дизельных двигателей в холодные периоды (ниже -2 0 °С). Жидкости впрыскивают во впускной коллектор двигателя, сняв предварительно крышку воздушного фильтра, либо посредством специального встроенного в коллектор устройства. Для облегчения пуска двигателей при низкой температуре окружающего воздуха применяют пусковые жидкости, которые должны хорошо испаряться и быстро воспламеняться от искры и л и. самовоспламеняться от сжатия. Кроме того, они должны обладать высокими антикоррозионными и противоизносными свойствами, иметь низкую температуру застывания, быть стабильными при длительном хранении. В качестве пусковых жидкостей отечественные производители изготовляют легковоспламеняющиеся жидкости на основе диэтилового эфира: «Холод Д-40» для дизелей и «Арктика» для карбюраторных двигателей. Эфир обладает широкими пределами воспламеняемости и невысокой температурой самовоспламенения при сжатии топливовоздушной смеси. Краткая справка: состав наиболее распространенных отечественных пусковых жидкостей следующий: 1. «Арктика»: диэтиловый эфир — 45-60%,смесь низкокипящих углеводородов (петролейный эфир, газовый бензин и др.) — 35-55%, изопропилнитрат — 1-5% и масло с противоизносными и противозадирными добавками — 2-2,5%. 2. «Холод Д-40»: диэтиловый эфир — 58-62%, смесь низкокипящих углеводородов (петролейный эфир, газовый бензин и др.) — 15%, изопропилнитрат — 13-17% и масло с противоизносными и противозадирными добавками — 8-12%. Добавление к пусковой жидкости для дизельных двигателей газового бензина и изопропилнитрата позволяет ускорить самовоспламенение и сгорание основного топлива, а также делает работу двигателя в период пуска более мягкой. В жидкости для бензиновых двигателей присутствие изопропилнитрата ускоряет воспламенение эфира и газового бензина от искры, а газовый бензин обеспечивает плавный переход к работе на основном топливе. К пусковым жидкостям также добавляют турбинное масло для снижения износа трущихся деталей в период холодного пуска. 9. Антикоррозионные материалы. Материалы предназначены в основном для дополнительной защиты кузова и некоторых агрегатов от воздействия окружающей среды. «Антикоры» в основном разделяются на предназначенные для скрытых полостей (внутренняя поверхность лонжеронов, порогов и других конструктивных элементов кузова, имеющих малодоступные полости) и предназначенные для нижней наружной части кузова (днище, колесные арки и нижние части порогов). К первым относятся всепроникающие жидкости типа «Мовиль» и ей подобные, которые распыляются под давлением посредством специальных аппаратов. Вторые, более вязкие (типа «Тектил» для днища), можно наносить как кистью, так и механизированным способом. 10. Низкозамерзающие стеклоомывающие жидкости (НСЖ) — это водные растворы спиртов (метилового, этилового или изопропилового) с моющими добавками, отдушками для придания запаха и красителями, указывающими, что это ядовитая техническая жидкость. ПредупреждениеI Так как метиловый спирт (метанол) является нервными сосудистым ядом, который привдыхании паров или попадании на кожу может вызвать нарушение зрения, производство стеклоомывающих жидкостей на его основе в настоящее время запрещено законом (Главный государственный санитарный врач Российской Федерации запретил с 01.07.2000 г. производство и реализацию стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол). НСЖ не должны оказывать отрицательного воздействия на лакокрасочное покрытие кузова, резину уплотнителей и щеток, а также не должны разрушать элементы механизма их подачи к распылителям. 11. Амортизаторные жидкости. Амортизаторные жидкости должны иметь высокие смазывающие и антикоррозионные свойства и обязательно обладать низкой температурой застывания. Для обеспечения надежной работы телескопических амортизаторов необходима жидкость с высокой термоокислительной и механической стабильностью, которая может бессменно работать в амортизаторе длительное время (до 80—100 тыс. км пробега и более), подвергаясь значительному механическому и термическому воздействию. Требования к амортизаторным жидкостям достаточно жесткие — основным из них является надлежащая их вязкость при отрицательных температурах. Так, при — 20 °С вязкость не должна превышать 800 сСт, а при более низких температурах вязкость амортизаторной жидкости не должна быть больше 2000 сСт. Обеспечить требуемую вязкость при температурах -3 0 °С и ниже могут амортизаторные жидкости только на синтетической основе. Краткая справка: из отечественных амортизаторшх жидкостей наибольшее распространение получили: 1. «МГП-10» — всесезонная жидкость, являющаяся смесью трансформаторного масла, животного жира, полиэтилсилоксановой жидкости, антиокислительной и противопенной присадок. Жидкость не предназначена для использования в современных амортизаторных стойках, так как не обеспечивает должных противоизносных свойств. Температурный режим работы жидкости в холодную погоду ограничивается температурой в —40 °С. 2. «МГП-12» — амортизаторная жидкость с улучшенными противоизносными свойствами, предназначенная для работы в амортизаторах и амортизаторных стойках. Температура застывания не ниже —43 °С. 3. «АЖ-12Т» — самая распространенная отечественная амортизаторная жидкость, состоящая из смеси минерального масла и полиэтилсилоксановой жидкости с добавлением противоизносной и антиокислительной присадок. Жидкость требует применения маслостойких уплотнителей штока и сохраняет работоспособность до температуры окружающей среды в +50 °С. Температура ее застывания около —52 °С. 4. «АЖ-170» — высококачественная амортизаторная жидкость, состоящая из маловязкого масла и полиэтилсилоксанов, идеально подходит для работы как в жарком климате (максимальная рабочая температура до 4-130 "С), так и в*районах крайнего севера (температура застывания около —60 °С). При отсутствии специальных амортизаторных жидкостей их временный аналог можно изготовить, смешав индустриальное и трансформаторное масла в соотношении 50:50. 12. Материалы для обслуживания и ремонта. 1) Дистиллированная вода. Обычная вода, очищенная перегонкой в электродистилляторах. Применяется для приготовления электролита и для доливки в банки аккумуляторных батарей при понижении в них уровня электролита. Хранить такую воду можно только в неметаллической чистой посуде. 2) Холодная сварка (Quiksteel). Однокомпонентные или двухкомпонентные полимерные составы для ремонта поврежденных деталей автомобиля. Quiksteel в переводе на русский язык означает «быстрая сталь», т. е. те компоненты, которые входят в состав красочной упаковки, по идее, после их нанесения на поврежденную повер' хность должны превратиться в некое подобие стального сварочного шва. На практике этого не происходит; несмотря на рекламные многообещающие надписи все эти «сварки» не что иное, как обыкновенные клеи с большим количеством наполнителей. Слово «быстрая» также не следует понимать буквально, некоторые составы способны полимеризоваться только в течение суток (либо гораздо раньше (от 15 мин), но с дополнительным подогревом). Ограничение к применению, которое касается большинства «холодных» сварок, — это невозможность их застывания уже при температурах ниже -f 10 °С. 3) Клей «БФ-19» — универсальный клей (бывший «БФ2»). Соединяет металлы, стекло, дерево, пластмассы и т. д. Клеящие способности «БФ-19» значительно увеличиваются, если детали просушить при температуре около 100 °С. 4) Клей «Момент» эластичен, прекрасно и быстро склеивает: резиновые изделия, текстильную ткань, пластмассы и пр. Если тщательно подготовить склеиваемые поверхности и соблюдать технологию, им можно достаточно успешно заделать многие повреждения в эластичных материалах. 5) Клей «Супер Момент» — представитель многочисленного семейства цианакрилов, клеит быстро и достаточно прочно. Клеи такого типа предназначены в основном для быстрого склеивания довольно жестких поверхностей, так как их клеевой шов не предусматривает никаких перегибов. 6) Клей «№ 88» — эластичная композиция с отличными клеящими способностями. Состав предназначен в основном для склейки резиновых изделий, уплотнителей, обивки салона и т. д. Обозначение с дополнительной буквой «Т» подразумевает повышенную влагостойкость (широко применяется при склейке надувных лодок). 7) «Полиуретановый клей» — специализированный состав, изготовленный на основе синтетических каучуков. Полиуретан клеит прочно, но полимеризуется доБольно долго. 8) Клеи серии «ЭД» — представляют собой двухкомпонентные эпоксидные составы (смола плюс отвердитель) предназначенные для склеивания жестких поверхностей и заделки пробоин и трещин, а также используется в качестве шпаклевок при восстановлении глубоких вмятин на кузовных панелях. В последнем случае их смешивают с наполнителями (металлические опилки, слюда, мел и пр.). Компоненты клея довольно токсичны в жидком состоянии. Клеевой шов получается очень прочным, но время полимеризации при комнатной температуре составляет 24 часа. 9) Всепроникающая смазывающая жидкость «WD-40» —универсальный препарат, содержащий растворитель (как правило, керосин), ароматизатор и смазку. С помощью баллончика «WD-40» можно разморозить замки дверей и багажника зимой выгнать влагу с поверхности высоковольтных проводов во влажную погоду, доставить жидкую смазку в малодоступные места различных механизмов и многое другое. Российский аналог «WD-40» «ВТ-100» производства отечественной компании «ВЭЛВ». 10) Электролит — представляет собой раствор аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде. Аккумуляторная серная кислота в неразведенном состоянии — бесцветная маслянистая не пахнущая жидкость, плотностью 1,83 г/см3 (плотность летнего электролита должна быть 1,27 г/см3, а зимнего —- 1,28-1,29 г/см3). 13. Препараты для ухода за кузовом и агрегатами автомобиля: 1) Автомобильные шампуни — современные моющи е препараты отлично отмывают грязь и налет (образуя до* полнительную защитную пленку), предотвращают образование подтеков и пятен от высохшей воды, смягчаю т воду, не повреждают слой ранее нанесенного полироля . Краткая справка: кроме обычных шампуней, в продаже встречаются комбинированные и концентрированные препараты: 1. Концентрированный шампунь с полиролью (Wash & Wax) — обладая всеми достоинствами шампуней, такое средство имеет дополнительный компонент — автомобильную полироль. Вошедшая в состав шампуня полирующая добавка позволит получить от мойки еще более высокий результат. Средство не только эффективно удаляет загрязнения, но и придает лакокрасочному покрытию кузова яркий насыщенный блеск. 2. Концентрированный шампунь (Car Wash) экономичный состав, как правило, включающий в себя, комбинацию поверхностно-активных веществ и специализированных компонентов? предназначенных для придания блеска лакокрасочному покрытию. Благодаря этому средство эффективно растворяет и смывает грязь, при этом вода быстро скатывается с поверхности, не оставляя пятен и разводов. Предупреждение! Не мойте поверхность автомобильного кузова растворами стиральных порошков, бытовыми шампунями и растворителями. Полученный, казалось бы, отличный эффект быстро сойдет на нет, а лакокрасочный материал получит многочисленные,, пока не видимые глазу повреждения. 2) Полироли — как правило, содержат воск для блеска и защиты поверхности кузова. Обеспечивают обработанные поверхности высококачественной и продолжительной защитой лакокрасочного материала от агрессивных воздействий окружающей среды. Полироли легко и быстро наносятся, позволяют получить устойчивый, не тускнеющий блеск, делают натуральный цвет автомобиля более интенсивным. Краткая справка: кроме универсальных в продаже имеются специализированные полироли: 1. Восстановитель цвета (Color Restorer)— состав предназначен для очистки и восстановления первоначального цвета и блеска лакокрасочного покрытия, пострадавшего от неблагоприятных воздействий окружающей среды и поэтому утратившего первоначальный вид. Сначала препарат удаляет старую окислившуюся краску, въевшиеся частицы грязи и смолы, а затем входящие в состав быстродействующие ^абразивные материалы выравнивают поверхность покрытия и избавляют его от мелких царапин и трещин. Препарат пригоден для всех типов автомобильной краски, включая «металлик», и прост в применении. 2. Жидкая полироль (High Protection Wax) — особая полироль с сильным защитным действием. Придает обработанной поверхности насыщенный блеск и обеспе-' чивает долговременную защиту покрытия кузова. Благодаря сбалансированному сочетанию натуральных и искусственных восков на обработанном покрытии не возникает никаких мутных разводов, что часто бывает при применении многих других полиролей. 3. Автополироль с тефлоном (Auto-Politur) — высокоэффективный препарат предназначен для обработки нового или незначительно выцветшего лакокрасочного покрытия. Входящие в состав специальные компоненты мягко очищают верхний, окислившийся слой краски, устраняя мелкие царапины, задиры и битумные пятна, а восковая основа с порозаполнителем закрывает микротрещины и сглаживает неровности. Таким образом, восстанавливается насыщенный цвет и яркий блеск покрытия кузова. Тефлон (PTFE), содержащийся в полироли, обеспечивает долговременную защиту краски от воздействия ультрафиолета, соли и перепадов температуры. Кузова, требующие покраски, обрабатывать такого рода составами не рекомендуется по причине того, что их проблематично удалять со старого лакокрасочного покрытия. 4. Абразивные полироли — средства, позволяющие быстро удалить потускневший верхний слой лакокрасочного материала, одновременно выравнивая и полируя появляющийся новый слой краски. Такие полироли не следует применять для обработки свежих лакокрасочных покрытий, так как с каждым их применением безвозвратно удаляется поверхностный слой краски. Для защиты старых кузовов следует применять составы, содержащие большое количество воска. 3) Чистящие средства для обивки салона — очищают обивку салона от грязи и пыли, выводят пятна, поднимают ворс, обновляют цвет и придают антистатические свойства. • 4) Очистители колесных дисков — уверенно удаляют с поверхности легкосплавных дисков окислы, жиры, масла, гудрон и т. д., а также возвращают им первозданный блеск и цвет. 5) Пятновыводители — быстро и легко растворяют и удаляют пятна гудрона, асфальта, масел, насекомых, сока растений, не повреждая материал очищаемых поверхностей. 6) Кондиционеры для ухода за натуральной кожей и виниловыми поверхностями — чистят, восстанавливают первоначальный блеск и цвет, защищают кожу и винил. Удаляют жир и грязь. 7) Препараты для защиты и восстановления свойств кожи, винила и пластика — восстанавливают блеск и эластичность поверхностей, предотвращают их высыхание и растрескивание, защищают поверхности от перегрева и ультрафиолета. 8) Жидкости для чистки стекол — легко очищают поверхности стекол, в том числе и от насекомых. Жидкости неопасны для тонированных стекол и зеркал с внешним напылением. 9) Очистители элементов электрооборудования — обезжиривают, удаляют грязь, масла, являющиеся причиной замыканий электропроводки. Не огнеопасны и не токопроводны. 10) Средства для размораживания — легко удаляют лед, снег и изморозь со стекол, замков и стеклоочистителей.