Обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов Наибольшего внимания требует двигатель как самый сложный агрегат, используемый в автомобиле!. Перед тем как полностью разобрать двигатель для капитального ремонта, есть смысл по некоторым косвенным признакам определить износы и повреждения его внутренних частей: 1. Из практики следует, что, как правило, привалочные плоскости ГВЦ и верхней части блока цилиндров довольно ровные, если ГВЦ накрепко прилипла через прокладку к плоскости блока (это возможно только при условии откручивания ее крепежа в обратном порядке, рекомендованного инструкцией по сборке). Таким же способом можно проверить плоскость масляного поддона картера блока. 2. Осевой ход коленчатого вала, замеренный перед его демонтажем, позволит не производить предварительную сборку узла-для подбора упорных полуколец, что особенно трудоемко при ремонте двигателей иномарок с полукольцами, совмещенными с коренными вкладышами. Для этого толщину старых полуколец замеряют после снятия и путем несложных вычислений получают точную толщину новых полуколец без излишней сборки и замеров. 3. Замер давления масла в масляной магистрали на полностью прогретом двигателе перед разборкой двигателя (в случае нормальных его значений) скажет о хорошем состоянии коленчатого вала и масляного насоса. Если давление будет завышено, стоит обратить внимание на целостность деталей клапана сброса лишнего давления. Практически в 100% подобных случаев он клинит в закрытом положений. Если давление на холодном двигателе в норме, а по мере прогрева оно сильно падает, имеется износ какоголибо сопряжения. Если при снятии коленчатого вала шейки в нормальном состоянии, следует обязательно отыскать это сопряжение, предварительно проверив работоспособность масляного насоса. Масляный насос можно проверить без разборки, погрузив его заборник в небольшую емкость с моторным маслом и заткнув пальцем выходное отверстие. Вращая его приводной валик вручную (посредством предварительно надетой приводной шестерни), вы должны почувствовать значительное усилие. Слабое противодействие вращающему моменту, а также масло, бьющее фонтаном между корпусом насоса и его приводным валиком, сообщат о его значительном износе. 4. Охлаждающая жидкость, попадающая в моторное масло, — головная боль для любого ремонтника. Отследить место утечки довольно сложно. Чтобы облегчить его поиски, на место шланга, подающего жидкость для обогрева впускного коллектора, ставится шланг с дозирующим кра. ником, подводящий воздух от ресивера компрессора. К при. меру, накачивая воздух под небольшим давлением в систему охлаждения, удалось довольно быстро обнаружить негерметичную резьбовую пробку в ГВЦ без существенной разборки двигателя. С помощью такой же операции удалось обнаружить место утечки моторного масла в систему охлаждения: накачивая воздух под давлением в систему смазки (ввернув штуцер вместо датчика давления). Постепенно снижая уровень охлаждающей жидкости в двигателе, отслеживаем появление шипящего звука- из заливной горловины радиатора (вместо бульканья). Жидкость дальше не сливается, а вместо сливной пробки блока цилиндров устанавливается шланг с прозрачной трубкой, что помогает определить, на каком уровне происходит утечка воздуха. Этого обычно достаточно, чтобы в дальнейшем, разобрав двигатель, быстро найти место утечки. 5. Шатуны, свободно перемещающиеся вдоль оси коленчатого вала при любом его угловом положении, говорят о том, что с параллельностью осей у них все в порядке*Ш Заклинивание шатуна при проворачивании коленчатого вала двигателя, даже если оно происходит только в одном из его угловых положений, — довод для его правки или замены. 6. Подобные операции необходимо проделать с КПП и другими сложными агрегатами, например, снять, крышки и посмотреть, правильно ли расположены шестеренки, синхронизаторы, виллки и пр. 7. Заедание, излишнее радиальное и осевое перемещение валов — повод для обязательного выяснения причин после разборки.
|