Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях
Диагностика авто перед покупкой
Ремонт втягивающего реле стартера
Выбирайте переоборудование микроавтобусов в Бердичеве – это лучший вариант по качеству и срокам исполнения

Способы восстановления резьбы 

Современные способы восстановления резьбы, в зависимости от особенностей и условий эксплуатации конструкций, можно условно разбить на четыре основные разновидности: 1. Применение полимерных материалов. 2. Использование различного рода металлических резьбовых вкладышей. 3. Рассверливание поврежденной резьбы и нарезание новой, следующего увеличенного размера. 4. Заплавленйе резьбового отверстия сваркой с последующим сверлением и нарезанием аналогичной резьбы на том же месте. В случае, если есть место под гайку, применяется удлиненный болт с рассверливанием под него сквозцого отверстия в ответной части корпуса детали или узла, что не является восстановлением резьбы, но вполне ее заменяет. Можно также нарезать резьбу в другом месте поблизости от испорченной, если это позволяет конструкция узла. Все эти способы восстановления крепежа, безусловно, хороши только в определенных ситуациях; в зависимости от физических воздействий на резьбовое соединение (температура, вибрации, серьезная нагрузка и пр.) необходимо выбрать наиболее приемлемую технологию. Рассмотрим тонкости каждой из этих технологий и целесообразность их применения в конкретных случаях. Самый распространенный «тяжелый» случай — повреждение резьбы в дорогостоящей головке блока цилиндров. Первое, что приходит в голову: взять «свечной» метчик (в большинстве случаев М14х1,25) и просто подправить резьбу. Но ничего хорошего из этого не выходит, свеча после такого «ремонта» при первом же нажатии напедаль акселератора выстреливает так, что найти ее потом достаточно трудно. Если же капот в это время был закрыт] то свеча найдется быстро, но в непотребном виде, а вмятм на на капоте от ее удара вряд ли кого-нибудь обрадует. В таких случаях большая часть металла резьбы уже отсутствует и попытки «поднять» ее метчиком дают обратный эффект — острые грани метчика еще больше уда. ляют металл из резьбового отверстия. Тем же самым обычно заканчиваются попытки вре7 менно восстановить резьбу с помощью намотанной про.) волоки между витками резьбовой части свечи, хотя иногда) удавалось добраться до места ремонта, применив отрезки стального расплетенного троса, но это можно проделать только в безвыходной ситуации. Применение современной автохимии здесь более умест| но, но тоже только как временный выход из положения. Дело здесь вот в чем: полимерные восстановители резьбы^ безупречно работают только в диапазоне определенных температур, и если двигатель немного перегреть, велика; вероятность разрушения восстанавливающего слоя. Более приемлемые результаты получаются при при-j менении двух схожих технологий: самая распространенная — восстановление свечного отверстия с использова-i нием переходной детали — футорки (или резьбовой встав-j ки), высота которой должна точно соответствовать длине резьбовой части штатной свечи. Для этого на токарном станке вытачивается (из лату^| ни или бронзы) незамысловатая деталь, внешняя резьба] которой на две ступеньки больше стандартной свечной резьбы, то есть для поврежденного отверстия с резьбой М14х1,25 необходимо нарезать резьбу М18х1,5 (рис. 3.8)| Под эту резьбу ремонтируемое отверстие рассверливается до диаметра 16,5 мм. Данная операция, при всей кажущейся простоте, требует очень серьезного подхода. Дело в том, что ось симметрии нового отверстия должна точно совпадать с осью старого. В противном случае встав-; ка, а соответственно и свеча, будут установлены с пере

32

косом. Это грозит ухудшением теплоотвода от свечи, что приводит к быстрому ее перегреву и выходу из строя, к тому же велика вероятность повреждения стенок цилиндра, поршня и колец твердыми частичками при ее разрушении. Чтобы этого не происходило, рекомендуется производить операцию сверления ГВЦ на сверлильном станке, предварительно выставив головку блока по оси симметрии свечного отверстия. Поможет в этом небольшой круглый стержень, плотно вставленный в поврежденную резьбу, второй конец которого временно крепится вместо сверла в патроне сверлильного станка. Далее, применяя металлические подложки, выставляем головку блока цилиндров так, чтобы не было радиальных нагрузок на стержень, затем надежно крепим всю конструкцию подходящими зажимами и, заменив стерженьсверлом, осторожно, на малых оборотах шпинделя, рассверливаем отверстие с использованием смазочного материалам Применение смазки для этой операции обязательно, особенно если головка изготовлена из алюминиевого сплава. Дело в том, что этот сплав весьма вязкий и без смазки обязательно налипает на поверхность сверла, увеличивая отверстие, которое для получения качественной резьбы должно быть с ровными краями и только строго опредец ленного диаметра. Во время сверления не торопитесь и будьте особенно внимательны, так как камера сгорания любой современ§ ной головки от края свечного отверстия до седел клапа| нов имеет небольшие расстояния, поэтому нарезать сле| дующую размерность резьбы (М20) под увеличенную фу| торку, как правило, уже не удается. Успешно рассверлив отверстие, снимаем головку со станка и зенковкой (с углом 60 или 90°) или, на крайним случай, сверлом диаметром около 20 мм снимаем вруч| ную небольшую фаску со стороны камеры сгорания. Краткая справка: зенковка — специальный инструА мент для снятия фасок и образования углублений на вход-\ ных и выходных частях отверстий под потайные головА ки заклепок, винтов и болтов. Зенковки выпускаются в основном'с углом конуса при вершине 30; 60; 90 и 120\, Для отверстий диаметром до 16мм в качестве зенковки используют сверла с соответствующим углом конуса при вершине, В отличие от сверла, зенковка делает поверхЦ ность более чистой за счет большего количества режу^ щих кромок. Для углубления крепежа с плоской площаЩ кой выпускают зенковки с углом 180°, такой инструмент имеет несколько другое название — цековка. Далее, пожалуй, будет самая сложная операция • выставить метчик по одной оси с новым отверстием. Если станок позволяет покрутить шпиндель вручную, жела-J тельно до снятия головки «зарядить» в шпиндель.черно-вой метчик и одновременно, вручную вращая шкив шпинделя по часовой стрелке, осторожно подвести метчик котверстию. Как только почувствуете, что он «схватил» вертикальную подачу, следует прекратить вращение, а шкив после пары оборотов по часовой стрелке (для закрепления метчика в отверстии) следует вращать так, как бы вы вращали обычный ручной вороток. Внимание! На время этой операции приводной ремень станка необходимо снять, это гарантированно обезопасит вас от серьезных травм. После того как черновой метчик сделал свою работу, головку можно снять со станка и, сделав фаску с обратной стороны резьбы, «пройти» ее средним (или чистовым, если их в комплекте всего два) метчиком. Чистовым метчиком проходят резьбу не до конца, а немного «недорезав» для большей плотности посадки футорки. Далее, обезжирив отверстие растворителем или чистым бензином, плотно закручиваем вставку в головку, предварительно смазав ее резьбу каким-нибудь термостойким клеем или термостойким фиксатором резьбы. В качестве инструмента можно применить болт М14х1,25 с навернутой на него гайкой (в качестве упора). Свечу для этих целей лучше не применять, так как у нее слишком тонкая стенка в резьбовой части. Сразу после этого со стороны фаски развальцовываем резьбовой конец футорки шариком от подшипника подходящего диаметра, ударяя по нему через металлическую проставку молотком, упор при этом желательно поставйть под противоположный конец футорки (это не позволит прослабить резьбу). Если позволяет конструкция головки блока, к нижней части футорки можно добавить небольшое колечко, лишенное резьбы (с двух сторон), с таким расчетом, чтобы при развальцовке оно плотно заполнило большую часть снятой фаски. Такая конструкция футорки целесообразна только тогда, когда ремонт ведется на снятой ГВЦ. Развальцовка делается для того, чтобы вставка гарантированно не выворачивалась из головки при откручивании «тугой» свечи. Конечным этапом операции является калибровка нового свечного отверстия чистовым метчиком Ml4x1,25, так как при заворачивании вставки в плотную резьбу и развальцовке нижнего ее конца резьба несколько деформируется. Вышеописанная технология имеет один существенный недостаток — для получения гарантированного результата необходимо демонтировать головку блока. Более простая и одновременно надежная технология установки вставок без снятия головки с блока цилиндров и без применения сверла (а с ним и сложных операций,, связанных с применением станочного оборудования) ocyj ществляется с помощью специального инструмента. Pei монт в этом случае производится вручную двухзаходным метчиком. Инструмент поставляется в комплекте со штан-^ гой для установки футорки в головку блока (состоящей из двух частей) и опорной втулки (для фиксации вставки на резьбе головки). Двухзаходный метчик представляет собой два метчика в одном корпусе, совмещенных между собой по оси симметрии. Первый метчик имеет свечную резьбу Ml4x1,25 и служит как направляющая для захода второго, с резьбой Ml 8x1,5, этим самым достигается приемлемое совмещение осей симметрии старой резьбы с увеличенной. Первую часть метчика заворачивают по остаткам прежней резьбы, затем в работу вступают режущие кромки конусного переходного диаметра и второго основного метчика. Технология нарезания резьбы при этом практически не отличается от обычной; единственное, что необхо- ; димо предусмотреть в этом случае, это смазать режущие кромки метчика смазкой типа «Литол» или любой другой подходящей консистенции. Делается это для того, чтобы стружка при нарезании резьбы прилипала к телу инструмента, а не сыпалась внутрь цилиндра. Если почувствуете, что процесс нарезания новой резьбы проходит с некоторым излишним усилием, необходимо его прервать, вывернуть метчик, тщательно промыть его в керосине и, смазав свежей смазкой, продолжить работу. Это делается для того, чтобы при излишнем количестве стружек не повреждалась новая резьба, а также для меньшего попадания мусора в цилиндр, хотя какая-то его часть все же туда проникает. Удалить ее можно пылесосом с узкой насадкой. Перед установкой футорки новая резьба обезжиривается ацетоном или любым другим растворителем, не оставляющим на поверхности при испарении каких-либо маслянистых пятен. Затем закрепляем резьбовую вставку на монтажной штанге, для надежности смазываем внешнюю резьбу футорки термостойким клеем или составом «Локтайд» для неразборных соединений и заворачиваем с усилием в увеличенную резьбу головки блока. Твердая стальная часть оправки «подготавливает» ровную площадку как для свечей зажигания с уплотнительным колечком, так и длй свечей с коническим уплотнением. После того как термостойкий клей окрепнет, нужно «прогнать» новую резьбу обычным чистовым метчиком Ml4x1,25 не забывая смазать его все той же консистентной смазкой. Данный способ привлекателен за счет простоты и гарантирует хорошие результаты, но требует специального инструмента. Если вы не располагаете подобным инструментом, существует альтернативный способ, дающий вполне приемлемые результаты: Для этого в испорченное свечное отверстие, без предварительного рассверливания заворачивается черновой метчик Ml 6x1,5. Далее по этой резьбе делаем резьбу под футорку— Ml8x1,5. Саму резьбовую вставку желательно точить для «тугой» посадки с внешней резьбой несколько увеличенного диаметра. Термостойкий клей при монтаже и в этом случае не помешает, дополнительно играя роль смазки при монтаже вставки. Опытные мастера предпочитают метрической резьбе дюймовую коническую. Эта технология позволяет оставить прежнее расстояние от посадочного торца свечи до камеры сгорания. К тому же, хорошие уплотняющие свойства такой резьбы позволяют не применять разного рода клеящие химические средства, хотя для увеличения теплопередачи все же рекомендуется заполнить пустоты в резьбе тем же составом «Локтайд» или каким-нибудь термостойким составом типа «холодная сварка». Вставку с внешней конической резьбой легче всего сделать из латунного корпуса распространенного температур-; ного датчика типа ТМ-100 от грузового автомобиля. Эту работу лучше проделать после снятия головки блока, так как требуется точное позиционирование инструмента. К тому же, при обработке такого отверстия образуется доволЯ но много стружки. Для начала старое свечное отверстие обрабатывается конусной разверткой, затем в нем нарезается коническая резьба соответствующим конусным метчиком. Затем, временно вворачивая заготовку резьбовой втулки, необходимо отметить ее лишние выступающие части, для того чтобы удалить их перед окончательным монтажом. Перед вворачиванием вставки в ней делают внутреннюю резьбу под свечу М14х1,25. Монтаж резьбовой втулки можно осуществить с помощью штатной свечи, но лучше применить специально изготовленную штангу, на одном конце которой резьба М14х1,25, на другом — шестигранник под ключ (так как любая свеча имеет довольно тонкую стенку в районе пе* рехода резьбы в шестигранник, она может разрушиться при монтаже вставки). Если свечной колодец имеет небольшую глубину, можно применить соответствующий болт с упорной гайкой. Далее все делается так, как и в случаях, описанных выше: обезжириваем резьбу в головке, наносим термоклей и по возможности развальцовываем нижнюю часть футорки шариком, предварительно сняв небольшую фаску в резьбовом отверстии головки со стороны камеры сгорания. После того как клей полностью полимеризуется, калибруем резьбу чистовым «свечным» метчиком.Следующая технология восстановления резьбовых отверстий предусматривает применение спиральной вставки, которая представляет собой пружинящую спираль, изготовленную из высокопрочной хромоникелевой нержавеющей стали (12Х18Н9Т) со специальным ромбическим профилем. Выпускаются наборы, включающие в себя резьбовые спиральные вставки различного диаметра, (от Мб до Ml6) и шага резьбы, метчики, сверла и специальный монтажный ключ. Работу лучше всего производить на снятой и закрепленной на сверлильном станке головке блока по методике, описанной для футорок (если в набор входит специальный метчик-развертка, головку блока с двигателя можно не снимать). Сверлом, предназначенным для используемой спиральной вставки, рассверливаем поврежденную резьбу, затем в шпиндель сверлильного станка крепим соответствующий метчик и по вышеописанной методике нарезаем нужную резьбу. Затем насаживаем на монтажный ключ спиральную вставку технологическим усиком вниз и аккуратно закручиваем ее в новое резьбовое отверстие так, чтобы вставка была утоплена на половину хода витка ниже плоскости ремонтируемой детали. Аккуратно удаляем технологический усик круглогубцами, проследив за тем, чтобы он не попал в камеру сгорания (в том случае, если ремонт ведется без снятия головки блока). Резьба, восстановленная с помощью спиральных резьбовых вставок, выдерживает большие механические нагрузки, гораздо меньше изнашивается из-за твердого материала спирали и равномерного распределения нагрузки на витки, она не подвержена коррозии и не подгорает, что особенно актуально при ремонте резьбовых соединений в выпускном тракте. Спиральные резьбовые вставки не требуют дополнительной фиксации, так как упругие витки при установке несколько раздвигаются, создавая натяг, препятствующий самопроизвольному выкручиванию, но, как показывает опыт, после восстановления свечной резьбы по такой технологии в изношенных двигателях нередко наблюдается появление моторного масла в свечных колодцах. Как выход из положения можно применить все тот же высокотемпературный герметик во время монтажа спиральной вставки, после полимеризации которого необходимо очис-^ тить резьбу от лишнего клея чистовым метчиком. Разумеется, резьба повреждается не только в свечном отверстии головки блока, но описанные технологии по-; зволяют восстановить практически любое резьбовое соединение. Малонагруженную резьбу можно отремонтировать гораздо проще, с помощью полимерных составов. Ремонтируя резьбу с помощью полимеров, необходимо соблюдать четыре основных правила: 1. Четкое соблюдение пропорции при смешивании двухкомпонентных составов. 2. Тщательное перемешивание компонентов. 3. Тщательное обезжиривание поврежденной резьбы перед нанесением восстанавливающего состава. 4. Обязательное нанесение на поверхность технологического болта тонкого слоя разделяющей смазки. Технология ремонта с помощью полимеров следующая: обезжириваем растворителем испорченную резьбу, затем, покрыв подходящий по параметрам резьбы болт жидким маслом и удалив его излишки ветошью, наносим на резьбовую поверхность необходимое количество восстанавливающего полимерного состава. Далее вкручиваем болт в поврежденную резьбу и аккуратно удаляем выступающие излишки полимера. После полимеризации резьбовое отверстие снова готово к эксплуатации. Если предъявляются особые требования к перпендикулярности болта к поверхности детали (или если отверстие сильно разбито), имеет смысл навернуть на него подходящую гайку, затем подложить под нее широкую плоскую шайбу (предварительно смазав ее тем же маслом) и прижать всю конструкцию любым удобным способом (грузом, резиновым кольцом, струбциной и т. д.). Там, где имеются большие нагрузки или высокие температуры (детали подвесок, тормозные механизмы, головка блока, блок цилиндров и т. д.)» лучшим способом восстановления резьбы будет применение ремонтной переходной шпильки с увеличенной резьбовой частью на одном из ее концов. Такая технология ремонта сложности не представляет: соблюдая перпендикулярность, сверлим в детали отверстие под резьбу увеличенного диаметра, затем нарезаем новую резьбу диаметром на шаг больше диаметра поврежденной. Далее наносим подходящий по температуре фиксатор резьбы на увеличенный конец шпильки (предварительно обезжирив резьбу шпильки и резьбового отверстия) и, закрепив шпильку в отверстии эксцентрикового шпильковерта, заворачиваем ее в новое резьбовое отверстие. При отсутствии шпильковерта шпильку можно установить обычными ключами с помощью двух гаек, стянутых между собой. Фиксировать шпильку от выворачивания можно и без применения полимерного фиксатора резьбы, еслй отверстие сквозное и имеется доступ к тыльной ее части. Выступающий, конец резьбы в этом случае немного расклепывают резкими ударами легкого молотка или кернят в нескольких точках по кругу подходящим кернером либо бородком.