Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях

Капитальный ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров — несложная работа, если иметь под рукой необходимый комплект инструмента, приспособления, и полностью представлять, что и в какой последовательности необходимо проделать. Разумеется, далеко не все дефекты ГБЦ можно исправить в условиях обычного автосервиса, но наиболее часто встречающиеся вполне качественно ликвидируются своими силами. Если двигатель не имел серьезных перегревов, головка без капитального ремонта обычно служит не менее 200-300 тысяч километров пробега. Порядок ремонта головки блока следующий: 1. Заделываются трещины и раковины на поверхности ГВЦ (если они были обнаружены во время осмотра)* 2. Выравниваются привал очные плоскости (необходимо выравнивать даже небольшие искривления). 3. Ремонтируются поврежденные или изношенные отверстия подшипников под шейки распредвала, если его постель не демонтируется, как, например, в классических «Жигулях». В последнем случае корпус распредвал а меняется. ч» 4. Исправляются повреждения резьбовых отверстий .

5. Меняются изношенные или поврежденные втулки клапанов. Новые втулки клапанов после запрессовки обязательно калибруются ручной разверткой исходя из номинального теплового зазора между отверстием втулки и штоком клапана. 6. Правятся седла клапанов специальными фразами или обрабатываются на специализированном станочном оборудовании, принимая за базу поверхность новых отверстий во втулках. 7. Клапаны рем.онтируются или меняются на новые. 8. Поверхности колодцев под цилиндрические толкатели (если они конструктивно имеются) ремонтируются на специализированном оборудовании с применением ремонтных вставок. .. . 9. Сальники штоков клапанов, если они предусмотрены конструкцией головки, монтируются на втулки клапанов с помощью специальной оправки. 10. Клапаны после установки соответствующих пружин, шайб и тарелок засухариваются с помощью ручного приспособления. 11. Гидрокомпенсаторы клапанов (если они конструктивно имеются) промываются, дефектуются и меняются на новые, в случае если они повреждены или изношены. 12. Монтируются элементы передачи усилий от кулачков распредвала на штоки клапанов и устанавливается распредвал (некоторые двигатели требуют обязательной установки распредвала в корпус ГВЦ до монтажа двигателя в моторный отсек). Далее мы подробно рассмотрим основные неисправности и определимся, какие из них устраняют в условиях обычного автосервиса, а какие лучше ликвидировать в специализированной мастерской. 1. Трещины и раковины на поверхности ГБЦ. В некоторых случаях удается заделать трещины в специализированных предприятиях с помощью сварки в среде аргона (это касается головок, изготовленных из алюминиевых сплавов, чугунные головки сваркой практически не восстанавливаются).

Дефектные участки ГБЦ, не подверженные в процессе работы сильному температурному влиянию, можно вое. становить с помощью полимерных композиций по технологии, аналогичной той, которая используется для ре. монта блока цилиндров (см главу 4.1.9). Некоторые производители (VW, AUDI и др.) допускают эксплуатацию головок с небольшими трещинами между седлами впускного и выпускного клапанов в пределах камеры сгорания. Невидимые трещины в теле ГБЦ можно обнаружить с помощью ее опрессовки. Для этого герметично глушат все окна и отверстия, связанные с полостью для охлаждающей жидкости (с помощью толстых листов оргстекла и резиновых прокладок), а также штуцера, предназначенные для подсоединения различных шлангов. Один из подходящих по диаметру штуцеров не глушат, а используют для подводки горячей воды под давлением порядка 0,6-0,7 МПа (6-7 кг/см2). Нагретая до 70-80 °С вода подается любым способом (обычно насосом служит ручной гшунжерный механизм, подобный тому, что используется в гидравлических домкратах). Головка выдерживается под давлением около часа, при этом заметного его падения и просачивания воды наблюдаться не должно. Другой способ предусматривает нагнетание сжатого до 0,2 МПа (2 кгс/см2) воздуха в головку, погруженную в ванну с подогретой до 80 °С водой. Ее подогрев необходим для того, чтобы трещины (если они присутствуют) несколько расширились и в большем количестве пропускали воздух, что способствует лучшему их обнаружению. При этом в течение 2—3 мин не должно наблюдаться выхода пузырьков воздуха. Такие проверки являются обязательными, если двигатель в процессе эксплуатации хоть раз перегревался. Раковины на поверхности камеры сгорания алюминиевой головки, вызванные длительным воздействием Де* тонации (как правило, находящиеся в район е металли-

ческой окантовки цилиндров прокладки ГБЦ и нередко проникающие под нее), успешно удавалось заварить сваркой в среде аргона с последующим выравниванием. 2. Искривление привалочных плоскостей ГБЦ — явление довольно частое даже для головок, не подвергавшихся сильным температурным воздействиям. Как правило, если головка отскакивает от блока при ее демонтаже, она имеет недопустимое искривление своих плоскостей и подлежит обязательному выравниванию. Привал очная плоскость под блок цилиндров, а также плоскости под выпускной и впускной коллекторы проверяются с помощью большой лекальной линейки и набора щупов. Длина линейки в этом случае должна быть такой, чтобы она покрывала самую длинную проверяемую плоскость ГБЦ по диагонали. Линейку прикладывают по диагонали крестнакрест по двум противоположным углам, при этом зазор между плоскостью головки и линейкой, для большинства двигателей не должен превышать 0,05—0,1 мм. Плоскости головок правят на плоскошлифовальных станках, при этом съем металла обычно не превышает 0,05-0,2 мм, что не повлияет на дальнейшую работу бензиновых двигателей (степень сжатия практически остается неизменной). Съем металла с головок дизельных моторов не влияет на степень сжатия, так как камеры сгорания в большинстве случаев находятся непосредственно в днищах поршней. Полировать плоскость головки после шлифовки необходимости нет, кроме ухудшения уплотнения это ни к чему не приводит. Для того чтобы уплотните л ьный материал прокладки смог зацепиться за ее плоскость, она Должна иметь определенную шероховатость (Ra=l-2 мкм). Вместо шлифовального станка можно использовать вертикально-фрезерный с широкой торцевой фрезой, которая своим диаметром должна перекрывать ширину головки. Плоскость фрезеруют на высоких оборотах с малой продольной подачей шпинделя. При этом в корпус сборной фрезы вставляется только один резец. Делается

это для того, чтобы исключить потерю времени на юстн ровку многочисленных режущих пластин по величине выступания. Некоторые мотористы, особо не задумываясь о послед, ствиях, выравнивают привал очную плоскость с помощью боковой поверхности большого шлифовального круга. Пр и определенной сноровке сделать это удается, но что стерпит устаревший двигатель УАЗа, вряд ли понравится современному мотору. При любом способе выравнивания плоскостей ГБЦ металл снимают до тех пор, пока не обновится вся е е поверхность. После механической обработки внешние и внутренние поверхности головки тщательно очищаются от абразива и стружки с помощью керосина и после его высыхания продуваются сжатым воздухом. 3. Износ распределительного вала. Восстановление изношенных поверхностей (методом наплавки металла и последующей ее механической обработки) — довольно дорогое удовольствие, пригодное только для эксклюзивных деталей. Исключение составляет покрытие шеек вала хромом с помощью гальванической установки при условии, что кулачки имеют достаточно большой ресурс. Шейки вала также можно прошлифовать, а отверстия подшипников «завтулить» с последующей расточкой под ремонтный размер шеек. Втулки лучше всего изготавливать из сталеалюминиевой ленты, подобной той, из которой изготавливаются вкладыши коленчатого вала. Такая работа довольно, трудоемка и выполняется только в условиях хорошо оснащенной мастерской. Изношенные отверстия под шейки распредвала, имеющие разъемные подшипники, восстанавливают путем подрезания поверхности стыков разъема. Как правило, достаточно подрезать крышку подшипника на величину износа, с последующим хонингованием(или расточкой посредством борштанги отверстия под номинальный размер (такая работа также производится только с помощью высокоточного специализированного оборудования).

Износ кулачков по высоте (для «жигулевских» кулачков минимально допустимая высота 36,3 6 мм), не особо критичный в механизмах с ручной регулировкой зазоров, в механизмах с гидрокомпенсаторами нередко вызывает отказ в работе цилиндров. 4. Повреждение резьбовых отверстий. Повреждение свечной резьбы при определенных навыках довольно легко устраняется, подробная технология и перечень необходимого инструмента описаны в главе 3.1. Повреждение резьбы под шпильки устраняется несколькими различными способами, также подробно описанными в указанной главе. 3. Повреждение или износ направляющих втулок клапанов. Поврежденные втулки клапанов однозначно подлежат замене. Изношенные втулки, при условии, что их металл относительно мягкий (бронза или латунь) и износ не более 0,1—0,2 мм, можно восстановить раскаткой — специальным ручным инструментом, который, внедряясь своим жестким роликом во внутреннюю поверхность втулки, как бы приподнимает металл. Такая технология требует последующей калибровки отверстия соответствующей разверткой и продлевает ресурс втулки клапана примерно на 50% по той причине, что при деформации металла уменьшается площадь контакта втулки со штоком клапана, другими словами — удельная нагрузка на единицу площади существенно возрастает, сокращая ресурс сопряжения. По возможности, втулки все же лучше поменять на новые. Перед выпрессовкой старых втулок головку блока следует равномерно нагреть до температуры 100-150 °С. Дело в том, что алюминиевые головки имеют коэффициент расширения больший, чем материал втулок, по этой причине носадка втулок клапанов при нагреве головки несколько ослабевает, что существенно облегчает их демонтаж. Определить степень износа втулки и ее клапана можно косвенным способом по свободному радиальному ходу последнего. Для этого клапан выдвигают из головки на

длину втулки и с помощью индикатора часового типа измеряют свободный ход тарелки в перпендикулярном от ос и симметрии клапана направлении. Для сопряжений с зазором 0,03-0,05 мм ход тарелки должен быть в пределах 0,120,18 мм. Если излишний зазор удается устранить заменой клапана на новый, втулки можно оставить старые. Непригодные ВАЗовские втулки извлекают несколькими ударами тяжелого, (не менее 1 кг) молотка с помощью специальной оправки (рис. 4.25), положив головку на ровную массивную поверхность. Удары следует наносить достаточно сильно, строго вдоль оси втулки. Оправку для выпрессовки втулок клапанов для других двигателей несложно изготовить по представленному образцу. Предупреждение! Если втулки не имеют упорных элементов (стальные разрезные кольца или буртики), перед их выпрессовкой необходимо замерить выступание втулки со стороны площадки для возвратных пружин. Величина выступания пригодится для правильного монтажа новых втулок.

9

Перед запрессовкой новых втулок ГБЦ равномерно нагревают до температуры 90-15 0 °С, а втулки и рабочий конец приспособления одновременно охлаждают в жидком азоте. Для охлаждения можно применить сухой лед или специальный спрей, но это менее эффективно. Охлажденные втулки должны заходить в отверстия разогретой головки блока свободно или с небольшим усилием. • Приспособление для запрессовки втулок с упорными буртиками (двигатели ВАЗ, ЗМЗ-40 6 и др.) изготавливается таким образом, чтобы усилие запрессовки приходилось на верхнюю поверхность буртика, т. е. имеет вид ступенчатой трубки с центрирующим отверстием под шток клапана. Там, где на втулках отсутствуют упорные буртики, лучше применять оправку с внутренней проточкой под втулку, изготовленную так, чтобы она входила в оправку на глубину своего возвышения над опорной поверхностью пружин. При этом усилие запрессовки будет приложено к ее верхней плоскости. Для надежной посадки внешний диаметр новых втулок должен быть на 0,05—0,07 мм больше, чем диаметр демонтированных. Еще лучше, если точно измерить диаметр новых втулок и отверстий под них и ориентироваться на величину требуемого натяга. Краткая справка: основные требования при ремонте ГБЦ «Жигулей» следующие: 1. Диаметр отверстий в ГБЦ под втулки клапанов номинального размера — 13,950-13,977 мм. 2. Внешний диаметр чугунных (или из металлокерамических) втулок клапанов — 14,040-14,058 мм. 3. Чугунные (или металлокерамические) втулки клапанов запрессовываются в головку «Жигулей» с натягом, — 0,063-0,108 мм; 4. Латунные или бронзовые втулки в головку из алюминиевого сплава запрессовываются с натягом — 0,03— 0,04 мм

5. Монтажный зазор в чугунных (металлокерамичес ких) втулках: впускной клапан — отверстие втулки 0,022—0,055 мм, выпускной клапан — отверстие втпуц. ки — 0,029-0,066 мм. 6. Предельно допустимый зазор для изношенного сопряжения — 0,15 мм. 7. Монтажный зазор в латунных втулках (изготовленных из JI85, JI90 и JI96) и бронзовых втулках (изготовленных из БрОС-5-5-5, БрОС-10-10 ),должен быть несколько увеличен: впускной клапан — отверстие втулки — 0,034-0,085 мм, выпускной клапан — отверстие втулки — 0,045-0,090 мм. После запрессовки втулки калибруют разверткой, при этом для «Жигулей», как правило, одной развертки (размером 8,03 мм) достаточно для калибровки как выпускных, так' и впускных втулок, изготовленных из чугуна или металлокерамики. Ресурса обыкновенных разверток, работающих по жестким втулкам (металлокерамика), хватает не более чем на три-четыре ремонта (4-цилиндровых двигателей). Дл я втулок, изготовленных из мягких медных сплавов, необходимо использовать только «свежие» развертки. | Краткая справка: основные требования при ремонте ГБЦ двигателей ЗМЗ-406 следующие: 1. Диаметр отверстий в ГБЦ под втулки клапанов номинального размера — 13,950-13,977 мм. 2. Внешний диаметр втулок клапанов номинального размера —- 14,040-14,058 мм. 3. Диаметр отверстий в ГБЦ под втулки клапанов первого ремонтного размера — 13,950-13,977 мм. 4. Внешний диаметр втулок клапанов первого ремонтного размера — 14,060-14,078 мм. 5. Диаметр отверстий в ГБЦ под втулки клапанов второго ремонтного размера — 14,150-14,177 мм. 6. Внешний диаметр втулок клапанов второго ремонтного размера — 14,240-14,253 мм. 7. Диаметр отверстий в ГБЦ под втулки клапанов третьего ремонтного размера — 14,150-14,177 мм.

о внешний диаметр втулок клапанов третьего ремонтного размера — 14,260-14,273 мм. Некоторые иностранные фирмы выпускают клапаны ремонтного размера с несколько увеличенным диаметром штока. В таких случаях изношенные направляющие втулки остаются на месте, а ремонтное увеличение отверстий втулок производится в два этапа — сначала они разворачиваются до диаметра штока ремонтного клапана, затем увеличиваются под необходимый тепловой зазор между штоком и втулкой. Наиболее удобным инструментом для такой работы будет развертка с регулируемым диаметром. Для обеспечения наибольшей точности позиционирования втулку разворачивают с менее изношенной части (как правило, это сторона сальника штока клапана): После этой операции необходимо подправить поверхность седел. Существуют втулки, предназначенные для отремонтированных посадочных отверстий. Растачивать посадочное место в таких случаях необходимо на прецизионном оборудовании в условиях специализированной мастерской, так как даже небольшие осевые отклонения новых отверстий способны значительно сместить положение тарелки клапана относительно ее седла, что приводит к недопустимым отклонениям в ее положении. . В любых случаях, при замене втулок клапанов необходимо точно определить значение натяга в сопряжении, иначе втулку можно повредить во время ее запрессовки (если натяг чрезмерен) либо она будет выскакивать из своего гнезда или пропускать масло после прогрева двигателя (если натяг недостаточен). 6. Повреждение или износ седел клапанов. Поврежденные (трещины, большие сколы, ослабление посадки в гнезде и т. д.) или полностью изношенные седла меняются на специализированных предприятиях, причем далеко не каждое предприятие имеет возможность качественно их заменить. Дело в специальном оборудовании, с помощью которого не только растачивают часть старого

седла для его демонтажа, но и качественно подготавливают поверхность гнезда под новое. Седла, пригодные для ремонта, обрабатываются либо на специальном расточном оборудовании, либо ручным инструментом. Первое предпочтительнее, но не всегда доступ, но. Ручной инструмент состоит из центрирующего стержня (пилота), вставляемого во время работы в направляющую втулку и набора конусных фрез (шарошек) определяющих углы наклона граней профиля седла (рис. 4.26). ;|§Д Как правило, профиль седла формируется путем снятия металла под углами 45° (основной угол), 75 и 15° (20° ) или 60 и 30° (дополнительные углы). Так как размеры тарелки впускного клапана отличаются от размеров тарелки выпускного, количество фрез в наборе достигает шести штук. Различная величина углов профиля седла предназначена для формирования посадочного пояска под фаску клапана определенной ширины (обычно 1,5-2 мм). Краткая справка: седла двигателей ВАЗ-2110 и ЗМЗ406 должны иметь следующие параметры: 1. ВАЗ 2110: ^ЯИ ^ а) угол рабочей кромки впускного и выпускного клапанов —- 45° (здесь и далее угол рабочей части фрезы);

10

б) ширина рабочей кромки впускного/выпускного клапана Щ 1,9-2 мм / 1,6-1,7 мм; в) внешний угол для отремонтированных седел клапанов (на новых седлах не предусмотрен) — 20°; г) внутренний угол для отремонтированных седел клапанов — 75° (на новых выпускных не предусмотрен, на новых впускных— 60°); 2. ЗМЗ-406: а) угол рабочей кромки впускного и выпускного клапанов — 45°; б ) ширина раб очей'кромки впускного / выпускного клапана — 1,6—2,4 мм / 1,7—2,3 мм; в) внутренний угол для впускных седел клапанов — 60°. Для точности позиционирования режущих кромок посадочное отверстие в каждой фрезе имеет одинаковую конусную форму (под внешний конус пилота). Фрезы в основном бывают двух типов -— полностью изготовленные из инструментальной стали и с впаянными в корпус твердосплавными пластинками. Последние, как показывает практика, снимают наклепанный метал уплотнительного пояска гораздо лучше. Шарошки не только правят профиль седла, но и смещают его положение согласно оси симметрии новой втулки, отверстие которой служит базовой поверхностью для пилота. По этой причине перед обработкой седла обязательно запрессовывается новая втулка (если ее предполагается поменять), если все сделать наоборот, то соосности не будет. / Перед внедрением инструмента в тело головки стержень пилота и режущие кромки фрезы смазываются моторным или трансмиссионным маслом. Работу начинают с выравнивания уплотняющего пояска фрезой с углом обработки 45°. Если при этом менялась направляющая втулка клапана, обработку ведут осторожно, особо не нажимая на инструмент, так как начало фрезеровки, как правило, будет осуществляться только с одного края седла.

•После получения нового пояска шириной около 2,5 щ гнездо обрабатывается фрезой 75° (или 60°) до момента когда между кромками свежих поверхностей не останется необработанного металла. Ширину рабочего (уплотнительного) пояска доводим до номинала фрезой с углом обработки в 15° (или 20°) . Если при этом получился слишком узкий уплотняющий поясок, расширяем его, повторно вставив фрезу под угол обработки 45°. Вертикальную подачу инструмента при этом следует ограничить для получения более качественной поверхности (при слабом нажиме практически исчезает дробление обрабатываемого материала). Основным недостатом данной технологии обработки седел клапанов является заниженная точность вследствие некоторого люфта пилота в направляющей втулке клапана, что устраняется увеличением диаметра штока пилота до того момента, когда зазор практически исчезнет (для этого стоит изготовить несколько пилотов с пошаговым увеличением диаметра направляющего штока). При этом ось пилота несколько подклинивает, но точность обработки получается такой, что на дальнейшую притирку сопряжения уходит не более 2-3 мин. Встречаются приспособления с неподвижным пилотом, которые полностью решают эту проблему. 7. Поврежденные клапаны. Погнутые, имеющие трещины, подгоревшие или с прогоревшей фаской клапаны выбраковывают. Клапаны с изношенными фасками (проверяются на просвет с помощью короткой лекальной линейки) и торцами штоков (до глубины износа в 0,5-0,8 мм) восстанавливают перешлифовкой на специализированных станках. Изношенные фаски клапанов шлифуются на универсальном круглошлифовальном станке с креплением их штоков в цанговом патроне йли на специализированном малогабаритном настольном шлифовальном станке. , | Изношенную фаску восстанавливают таким образом» чтобы угол, образующийся между фаской и плоскость ю тарелки клапана, был равен 45°, а поясок в основании

этого угла не имел острой грани. В противном случае клапан не будет прилегать к своему седлу достаточной для отвода от тарелки тепла площадью, а острая кромка будет быстро перегреваться. Остаточная высота необработанной кромки тарелки не должна быть менее 0,5 мм. Поверхность фаски должна быть равномерной по ширине, а ширина контактного пояска после притирки клапана должна быть 0,5-2,5 мм в зависимости от конструкции двигателя. Дизельные двигатели, как правило, требуют более широкого контактного пояска, чем бензиновые (не менее 1 мм). Это связано с большей тепловой нагруженностью клапанами как следствие этого, требуется увеличенная площадь контакта между тарелкой клапана и его седлом". Стержни клапанов также подвергаются некоторому износу, поэтому их промеряют микрометром типа МК-025 мм. Овальность, а также разница диаметров в верхней и нижней части стержня не должны превышать 0,02— 0,03 мм, в противном случае с клапаном лучше расстаться. Эксклюзивные клапаны (после механического выравнивания штока) можно покрыть слоем хрома с помощью гальванической установки, но гораздо доступнее технология механической обработки стороннего клапана (под размеры редкой детали), который имеет аналогичный диаметр штока, но несколько большую длину или больший диаметр тарелки. При этом торцевую часть доработанного клапана, если она подрезалась, следует отполировать и упрочнить (обычно с помощью установки ТВЧ) или предусмотреть установку прочной специальной торцевой вставки (к примеру, от двигателей МеМЗ или «Москвич»-412). Для обработки клапан вводится в цанговый зажим, который затем устанавливается в токарный станок, при этом поверхности клапана проверяются Hi a биения с помощью индикатора часового типа, закрепленного на станке с помощью универсальной стойки, f Для выпускных клапанов в качестве заготовки не следует применять впускные клапаны (они не подходит для

высоких температурных нагрузок), обратная же замена вполне возможна. Следует избегать применения в качестве заготовок клапаны, изготовленные из двух различных металлов, с напылением твердого металла на фаску (если тарелку предполагается дорабатывать), а также с другим диаметром штока (так как его достаточно сложно доработать с высокой точностью). В последнем случае гораздо легче изготовить новые втулки или доработать штатные. После ремонта клапанов, седел или при установке новых деталей тарелки клапанов необходимо притереть к их седлам (для герметичности сопрягаемых деталей). С притиркой новых клапанов обычно проблем не возникает. Поработавшие клапаны перед этой операцией имеет смысл отдать на выравнивание их рабочей фаски на шлифовальном оборудовании, иначе, пока произойдет полная притирка сопрягаемых поверхностей, седло клапана приобретет такой профиль, что его впору будет править заново. В качестве абразива при притирке используется корундовая паста или порошок, смешанный с трансмиссионным маслом, размер зерна при этом должен находиться в пределах 20-40 мкм (обозначение: М20, М28 или М40). Состав порошка должен быть однородным, порошок, загрязненный разного рода включениями, во избежание крупных, порой не устраняемых притиркой рисок, к применению не допускается. <;|1 Предупреждение! Применять в качестве абразивного порошка алмазную пасту не рекомендуется, так как алмазная крошка во время работы не разрушается и, внедряясь в поверхности сопряжении, вызывает впоследствии их ускоренный износ. Также крайне нежелателен притирочный порошок, изъятый из-под точила или изготовленный из размолотых кирпичей. Притирку клайанов производят, когда износ поверхностей сопряжения невелик или после замены втулки клапана и фрезерования его гнезда. Шток клапана переД

работой смазывается моторным маслом. Абразив наносят тонким слоем на рабочую фаску клапана с помощью кончика спички, стараясь не попадать на другие части головки. Для того чтобы абразив не попадал во время работы на шток клапана, притирка производится только в положении клапанов тарелками вниз. Для того чтобы получить качественное сопряжение седло клапана — тарелка клапана, необходимо клапан вращать возвратно-поступательными движениями с периодическим прихлопыванием зазора с целью обновления абразивного слоя на притираемых поверхностях (так как, измельчаясь, он постепенно уходит из зоны сопряжения). При этом добиваться зеркального состояния уплотняющего пояска не стоит, достаточно матовой непрерывной, равномерной по ширине поверхности как на тарелке клапана, так и на его седле. Работа производится с помощью приспособлений, позволяющих захватить клапан за конец его штока. Наиболее удобным из них является приспособление с кдрданчиком (рис. 4.27), позволяющим не демонтировать мешающие шпильки. Предупреждение! Не стоит для ускорения работы в качестве приспособления для притирки использовать электрическую дрель, получившиеся при этом глубокие круговые полосы на сопрягаемых поверхностях довольно трудно удалить. После притирки все поверхности, на которые попали частички абразива, тщательнейшим образом очищаются от его остатков. Качество сопряжений проверяются с помощью заливки керосина в камеры сгорания перевернутой головки, при этом, если работа выполнена правильно, жидкость более часа держится у ее кромок. Если же уровень жидкости через несколько секунд убывает, поищете следы керосина в коллекторах, это подскажет, какое сопряжение необходимо подправить. После всех механических работ необходимо проверить величину выступания штоков над поверхностью опорной

11

площадки под пружины, эта величина не должна заметно увеличиться. Особенно критичен этот параметр в механизмах с гидротолкателями клапанов, если этого не учитывать, возможно неполное закрытие клапана. Для того чтобы как-то исправить положение, можно укоротить шток клапана (на величину до 0,5 мм или несколько большую, если затем закалить торец на установке ТВЧ). Перед притиркой новые клапаны (это особенн о касается клапанов отечественного производства) следует проверить в специализированной мастерской на биение рабочей фаски относительно штока, величина которого не должна превышать 0,02-0,03 мм.

8. Поверхности колодцев под нажимные стаканчики (толкатели) клапанов. Исправляются на специализированных предприятиях путем растачивания и установки ремонтных втулок, которые делают из бронзы или силумина, и после запрессовки обрабатываются в номинальный размер. Бронзовую втулку запрессовывают, предварительно нагрев головку до 150 °С. Втулку из алюминиевого сплава перед запрессовкой надо обязательно охладить вместе с оправкой. Отверстие в запрессованной втулке затем растачивается под размер толкателя до зазора в сопряжении 0,03-0,05 мм. Посадочное гнездо под ремонтную втулку растачивают таким образом, чтобы стенки втулки имели толщину около 1,5 мм, а натяг в новом гнезде в среднем — 0,03 мм. 9. Разрушение сальников и прокладок. Нет смысла восстанавливать довольно дешевые детали, они меняются в обязательном порядке как при капитальном ремонте головки, так и во время промежуточных ремонтов, вызванных какой-либо неисправностью. Предупреждение! Прокладка ГБЦ меняется обязательно, если двигатель был запущен и прогрет даже всего один раз. Прокладка ГБЦ перед монтажом должна быть чистой, следы масла на ее поверхности не допускаются. На поверхность современных прокладок наносится специальных герметик в виде полосок, этого вполне достаточно, чтобы она хорошо работала без применения дополнительной герметизации. Сальники клапанов (колпачки) меняются и без демонтажа головки. Для этого применяются простые по конструкции оправки, которые помогают отцентрировать сальник на направляющей втулке клапана. Для ВАЗовских Двигателей очень удобной оказалась укороченная оправка (рис. 4.28), она позволяет качественно запрессовывать сальники, не выворачивая мешающие шпильки крепления корпуса распредвала.

12

Изношенные сальники демонтируются с помощью двух мощных широких отверток, одним концом лезвия упирающихся в стальную шайбу пружины, другим — в нижнюю часть буртика сальника. Равномерно выкручивая инструменты в разные стороны, удавалось легко извлекать самые прикипевшие сальники. Там, где сальники довольно глубоко утоплены (к примеру, на двигателях семейства ВАЗ-2110 или ЗМЗ-406), следует применять цанговый экстрактор. Предупреждение! Извлекать сальники клапанов с помощью пассатижей опасно — очень легко повредить хрупкие втулки клапанов. Для монтажа сальник обильно смазывается моторным маслом, на торец клапана надевается тонкостенный защитный пластиковый колпачок (как правило, он входит в комплект поставки сальников). Поршень подводится к тарелке клапана таким образом, чтобы клапан не проваливался в полость цилиндра, а его торец не упирался в

дно глухого отверстия оправки (иначе клапан легко можно погнуть о днище поршня при запрессовке сальника). Если головка демонтирована, тарелку клапана во время работы следует поддерживать свободной рукой. Сальник вначале осторожно монтируется вручную до упора в поверхность втулки, затем защитный колпачок удаляется, оправка надевается на шток клапана и подводится торцом к упорному буртику сальника. Запрессовка осуществляют легкими ударами среднего молотка, одновременно покручивая оправку и отслеживая оставшийся зазор между краем сальника и буртиком втулки. Предупреждение! Сальники клапанов, если они имеют прессовую посадку, запрессовывать до упора нижней частью во втулку клапанов не следует, иначе кромка сальника может раскрыться от упора верхнего торца втулки в конусную внутреннюю часть сальника (рис. 4.29). Чтобы этого не происходило, стоит промерить обе детали перед монтажом и вычислить величину недопрессовки.

13

Перед монтажом сальников клапанов следует проверить их прохождение через опорную шайбу пружин некоторые сальники в силу внешнего размера буртика не проходят. Косвенным подтверждением того, что работа выполнена правильно, является невыпадение клапанов из втулок (в положении тарелкой вниз). 10. Монтаж клапанов на головку блока ведется с помощью приспособлений, предназначенных для их демонтажа. Для двигателей «Жигулей» приспособление работает следующим образом: 1. На близлежащую шпильку в качестве упора накручивается штатная гайка. 2. На свои места устанавливаются пружина с упорной шайбой и тарелка. 3. Головка устанавливается на устойчивую поверхность тарелками клапанов вниз. 4. Под тарелки в камеру сгорания подкладывается чистая ткань таким образом, чтобы она заполнила весь ее объем (для ГБЦ дизельных двигателей достаточно постелить материал или плотную бумагу, так как камера сгорания в них практически отсутствует). 5. Приспособление устанавливается передним концом под гайку (при этом гайку перемещают по резьбе с таким расчетом, чтобы на сжатую пружину рабочая часть приспособления действовала без бокового давления). 6. После того как шток клапана при сжатии пружин в достаточной мере выйдет из отверстия тарелки, пинцетом устанавливаются оба сухаря. 7. После установки всех деталей следует медным молотком аккуратно простучать все торцы клапанов (если они спрятаны в колодцах, следует применять медную проставку). Делается это для того чтобы сухарики поплотней уселись в конусные гнезда тарелок (в механизмах с гидрокомпенсаторами эта операция не обязательна). Предупреждение! Мягкую поверхность колодцев ГБЦ двигателей типа ВАЗ-2110 и ЗМЗ-406 при сжатии прУ

усин легко исцарапать приспособлением. Для защиты стенок применяйте тонкостенные пластмассовые вставки. 11. Неисправности гидрокомпенсаторов. Эти прецизионные детали практически не поддаются ремонту (по крайней мере, в рамках их стоимости) и при износе или серьезных повреждениях однозначно подлежат замене. Краткая справка: гидрокомпенсатор клапанного зазора — механизм, состоящий из цилиндрического стаканчика и практически без зазора (всего 5-8 мкм) входящего в него поршня (плунжера). Такое сопряжение изготавливается с очень высокой точностью и называется плунжерной парой. Конструкции гидрокомпенсаторов весьма разнообразны. Исходя из конструкции двигателя, их устанавливают на концы коромысел, в разрыв штанг привода клапанов (нижневальные двигатели), вместо опорных болтов («классические» двигатели ВАЗ) или под нажимные стаканчики (двигатели 16-клапанных «десяток», впрысковых «Волг» и многих современных иномарок ). Последняя конструкция, пожалуй, самая удачная, отсутствие радиальных нагрузок позволяет плунжерной паре работать довольно длительное время без особого износа трущихся поверхностей. Рассмотрим ее работу как пример работы компенсатора (в любом конструктивном исполнении). Между поршнем 1 и дном цилиндрика 2 устанавливается выталкивающая пружинка 3 (рис. 4.30). Во время работы двигателя механизм гидрокомпенсатора посредством подающегося под давлением моторного масла в его впускное отверстие 4 постоянно отслеживает и выбирает имеющийся зазор между кулачком распредвала и поршнем. Встроенный шариковый обратный клапан 5 не дает выходить маслу (через подающее отверстие) из полости Цилиндра во время его рабочего хода, но позволяет пополнить его полость, после того как масляный поясок стаканчика совпадет с отверстием масляного канала в головке блока.

14

Удобный в эксплуатации механизм (малошумный, н е требуется регулировка клапанных зазоров) предъявляет повышенные требования к качеству моторного масла, состоянию распределительного вала и производительности масляного насоса. Так как моторное масло (как и любая другая жидкость) несжимаемо, компенсатор будет приоткрывать клапан при любом дефекте распределительного вала, будь то впадинка на тыльной части кулачка, погнутость самого вала или его слишком большой радиальный зазор в опорах. Последствия этих нежелательных действий довольно плачевны, в лучшем случае будет потеря приемистости двигателя, в худшем (что обязательно произойдет при дальнейшей эксплуа* тации) — повреждение тарелки клапана и разрушение его седла.

Как правило, исправная плунжерная пара должна дерясать масло в течение 25—30 мин при приложении усилия ее сжатия порядка 20-4 0 кгс. Монтаж гидрокомпенсаторов необходимо производить в их заполненном на 50—60% состоянии. Некоторые модели двигателей требуют монтаж гидрокомпенсаторов со смазанными трущимися парами, но без заполнения их полости маслом. Предупреждение! Полностью залитые маслом полости плунжерных пар способны держать все клапаны в приоткрытом состоянии. Речи об успешном первом пуске двигателя в этом случае можно не вести до тех пор, пока излишек масла не выйдет из полостей плунжеров наружу. Перед установкой все исправные плунжерные пары должны быть тщательно проверены и промыты от грязи и мелких металлических частиц износа, при этом их промывка в собранном состоянии может вызвать появление задиров на сопрягаемых поверхностях. 12. Механизм привода клапанов монтируется после очистки и проверки состояния его деталей. При этом зазор в отверстиях коромысел (если таковые в конструкции имеются), как правило, не должен превышать 0,05-0,06 мм, в противном случае неизбежен повышенный шум в работе механизма. На контактных поверхностях коромысел не должны наблюдаться следы выработки (если износ невелик, их можно подровнять тонким абразивным инструментом). При сборке механизма «жигулевского» двигателя пазы рычагов (рокеров) должны четко входить в торцы клапанов. Частое явление для начинающих мотористов — шток клапана не входит при сборке в паз рычага, перекашивая последний. Клапан в этом случае остается приоткрытым, а его зазор выставить не удается. Сильно изношенные поверхности рычагов и коромысел эксклюзивных двигателей восстанавливают наплавкой по технологии, подобной технологии восстановления

распредвалов, которая вполне успешно освоена многими ремонтными предприятиями. Цилиндрические толкатели (стаканчики) прямого ярц. вода клапанов (такие устанавливаются в двигателях ВАЗ2108, ВАЗ-21083, ВАЗ-2110, ЗМЗ-406, VW, AUDI и др.) полируются от мелких царапин и задиров. Как правило зазор между стенкой отверстия ГБЦ и боковиной стаканчика на разных моделях двигателей составляет 0,030,05 мм, хотя, как показывает практика, повышенный зазор, кроме неприятного звука, других последствий не вызывает. Краткая справка: гидротолкатели клапанов двигателя ЗМЗ-406 имеют следующие параметры: 1. Номинальный диаметр— 34,959-34,975 мм (предельный — 34,95 мм). 2. Диаметр отверстия в ГБЦ — 35,00—35,025 мм (максимальный диаметр — 35,1 мм). 3. Зазор в сопряжении — 0,025-0,066 мм. 4. Предельный зазор — 0,15 мм. Толкатели двигателей ВАЗ-2110 должны соответствовать: 1. Номинальный диаметр — 35,275—35,295 мм. 2. Диаметр отверстия в ГБЦ — 35,320-35,345 мм. 3. Зазор в сопряжении — 0,025-0,070 мм. 4. Предельный зазор — 0,15 мм. Толкающие штанги проверяются на предмет изгиба в призмах с помощью индикатора часового типа (например, ИЧ-10), при этом биение в средней части, как правило, не должно превышать величину в 0,1 мм. Концы толкателей также следует тщательно осмотреть на предмет отсутствия недопустимого износа и повреждений на их головках. Изогнутые штанги правят, положив концы на края призм, после чего снова проверяют их на изгиб. При установке толкающих штанг нужно быть внимательным — существуют конструкции двигателей (к примеру, МеМЗ-965), предусматривающие подачу моторного масла для смазки механизма газораспределения через одну

яз штанг (визуально похожую на остальные штанги), которая имеет сквозной канал. Частой ошибкой начинающих мотористов является произвольная установка внешне похожих штанг, что вызывает поломку механизмов привода клапанов по причине полного отсутствия смазки.