Разделы сайта:

основные технические характеристики рассматриваемых автомобилей :

выбор инструмента:

слесарные работы:

работы с резьбовыми соединениями
элементы резьбы и ее основные параметры для автомобильной техники
разновидности крепежных элементов или метизов
нарезание резьбы
способы удаления сломанного метчика
способы восстановления резьбы
как отвернуть заржавевший крепеж?
способы удаления обломившихся шпилек и болтов!
эффективные способы против самоотворачивания крепежа
основные правила работы с подшипниками
работы с измерительным инструментом

ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей :

капитальный ремонт двигателя
развитие конструкций и принципы работы двигателей внутреннего сгорания
диагностика и устранение внезапных отказов двигателя
диагностика изношенных узлов и деталей без разборки двигателя
обязательные операции перед разборкой сложных узлов и агрегатов
демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ демонтаж двигателя и общие принципы разборочных работ
организация рабочего места
средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта
правильный подбор деталей — основа качественного ремонта
технология сборки бензиновых двигателей
особенности сборки дизельных двигателей
капитальный ремонт головки блока цилиндров
установка двигателя в моторный отсек
первый запуск и особенности обкатки двигателя
особенности ремонта основных автомобильных узлов
ремонт узлов трансмиссии
ремонт подвески
ремонт рулевого управления
ремонт тормозной системы
ремонт основного электрооборудования
аккумуляторная батарея (акб)
генераторы и регуляторы напряжения
пусковые и предпусковые системы двигателей

справочная информация :

расшифровка сокращений, надписей на табличках автомобилей иностранного производства и некоторых автомобильных терминов :

a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
z

Эксплуатация:

Система вентиляции и отопления автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Низкая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Регулирование передних сидений ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как открывается капот ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Задняя Дверь (крышка багажника) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Боковые двери ВАЗ-2109. Как правильно использовать боковые двери ВАЗ-2109.
Техника безопасности при эксплуатации ВАЗ-2109. Используем безопасные приемы технического обслуживания, езды и ремонта.
Багажник ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Органы управления ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Ремни безопасности в автомобиле и их ремонт.
Когда запотевает лобовое стекло ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заправлять автомобиль ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Какие вещи надо хранить в автомобиле? Что обязательно должно быть в машине?
Подготавливаем автомобиль к выезду ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Проверяем колеса ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать тосол в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Как заливать масло в двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как и что заливается в бачок омывателя ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как заливать масло в коробку ВАЗ-2109
Как заливать тормозную жидкость на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Запускаем двигатель ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как отключать аккумулятор на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как правильно снимать и устанавливать аккумулятор ВАЗ-2109-08
Как заменять колеса ВАЗ-2109-08
Прочищаем радиатор ВАЗ-2109-08
Заменяем щетки дворников ВАЗ-2109-08
Как поднимать автомобиль ВАЗ-2109-08
Буксируем автомобиль ВАЗ-2109-08
Как заменять предохранители ВАЗ-2109-08
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 на гарантии
Как правильно обкатывать автомобиль ВАЗ-2109.
Высокая панель приборов ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.

Полезное:

Выбираем и покупаем ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 по всем правилам

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?
Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками?
Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109
Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109
Автокредит. Зачем его брать?
Экономим на бензине
Антикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.
Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?
Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена троса капота ваз 2109
Открытие капота ваз 2107
Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109
Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

ТЮНИНГ:

Электромобили:

Советы:

Уход за автомобилем:

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозах
Что необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.
Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?
Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Ходовая часть:

Замена передних стоек автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Замена шаровой (шарового шарнира) ВАЗ-2109, ВАЗ-2108
Замена растяжки ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Установка и снятие поворотного кулака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 заменить детали ступицы на переднем колесе?
Замена рычага передней подвески автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.
Как снять в ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 заднюю стойку?
Как снять заднюю балку ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Замена стабилизатора поперечной устойчивости автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109.

Тормозная система:

Рулевое управление:

Техническое обслуживание:

Течет масло из двигателя, коробки передач ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?
Меняем тосол на восьмерке и девятке
Течет тосол ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка герметичности системы охлаждения.
Как выполнить замену воздушного фильтра двигателя ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Как заменить масло в двигателе и фильтр? ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.
Как натянуть ремень генератора ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109?
Очистка и промывка системы вентиляции картера двигателя ВАЗ-2109, 2108
Утечка бензина ВАЗ-2109, ВАЗ-2108? Проверка системы питания на герметичность. Места контроля утечки. Ремонт.

Неисправности в пути:

Двигатель:

Перебои в работе. Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Перебои в работе двигателя.
Возможные проблемы с зажиганием двигателя ВАЗ 2109 в пути.
Что можно узнать о двигателе по внешнему виду свечей зажигания? Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Диагностика по свечам зажигания. Двигатель.
Неисправности ВАЗ-2109 в пути. Двигатель. Плохой разгон. Плохо разгоняется ВАЗ-2109, что делать?
Снизилось давление масла
Перегрев двигателя
Двигатель заглох во время движения
Неисправность в системе пуска.
автомобиль движется рывками.

Прокачка тормозов :

Посторонние стуки:

Прокол колеса
Проблемы с тормозами
Стуки и вибрация на руле

Проверка электрооборудования:

Проверка тормозов

разное:

Автомобильные чехлы. Экокожа.
Идеальная машина для путешествий
Дешевый эвакуатор в Химках
Безопасность поездки в легковом автомобиле
Что надо знать про материалы для автосервиса и какое существует оборудование для покраски
Доступное качество автозапчастей
Дешевый дрифт
Основы проведения развал-схождение в домашних условиях
Биксеноновые линзы. Цена
Удобный заказ такси онлайн в Москве на сайте pozitiv-taxi.ru
Современные программы для автомобильного бизнеса
Лучшие немецкие мини-мойки для русских машин
Бизнес в мире авто. Перспективные решения
Что делать, если заглохла машина?
ГАЗ-3309 - прошлое и настоящее.
Мультимодальные перевозки – один ответ на контейнер вопросов по доставке
Станок токарно-винторезный 16К20
Фрезерные станки в металлообработке
Экскаваторы
Замена радиатора печки в автомобилях ВАЗ
Для чего нужен алкотест?
Какой купить алкотестер?
Как подключить флешку к старой магнитоле без USB?
Обслуживание современных дизельных двигателей
Где произвести ремонт автомобиля
Материалы и элементы, из которых делается глушитель автомобиля
Лучшие авто и мото шины и диски
Ландшафтный дизайн на своем загородном участке
В чем разница между ксеноном и биксеноном?
Сервисные работы по замене топливных фильтров для автомобилей Мазда
Как перевозить животных в автомобиле?
Хорошо подготовиться – значит выгодно продать
Полезные советы для владельцев ВАЗ 2106
Грамотно выбираем шины
BAW Tonik – лучший вариант для внутригородских грузоперевозок
Невышедшие модели ВАЗа
Как продлить жизнь машины и сэкономить на топливе
Ремонт автомобиля ВАЗ: замена сайлентблоков вручную
Штраф за тонировку
О телеметрии, ее объектах, каналах связи и технологиях
Как осуществить замену масла в «Рено Дастер»?
Багажник на рейлинги: преимущества
Как осуществляется капитальный ремонт двигателя на ВАЗ?
Выбор клея для обоев
Автохимия - хороший помощник для вашего авто
Главные причины поломки двигателя
Экономические последствия строительства Транссиба. Доставка сборных грузов в Омск.
Приводим в порядок кузов после зимы
Утепляем двигатель ВАЗ 2107
Автомобили Hyundai – «АвтоСпецЦентр Прайм»
Зачем нужна химчистка автомобиля?
Почему может выйти из строя печка ВАЗ 2110?
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
ВАЗ презентовал миру новую модель авто
Преимущества проведения оценки повреждений автомобиля
Самые распространенные причины поломки автоматической трансмиссии Nissan
Как заменить задние тормозные колодки на Kia Rio

Трансмиссия:

Двигатель:

Кузов:

Электрооборудование:

Описание ВАЗ-2109:

Как подобрать шины для ВАЗ?
Условия хранения летних шин
ГАЗ на современном автомобильном рынке
Chevrolet Trailblazer. Обзор
Аккумуляторы для мото техники

статьи:

Основные штрафы, связанные с ОСАГО
Усилители рулевого управления
История моей семьи
Какой автомобиль выбрать на свадьбу?
«Зима близко!»
Удаление воздушной пробки из ВАЗ
Японский король дороги
Особенности утилитарных квадроциклов
Как выбраться на квадроцикле из труднопроходимых мест
Основные виды тюнинга квадроцикла
Прицепы для квадроциклов
Как выбрать свой квадроцикл по душе?
Наборы инструментов, на что обратить внимание, их содержимое.
Как заказывать запчасти онлайн
Технология кузовного ремонта
Что лучше автоматическая или механическая КПП
Что нужно знать о подвесных лодочных моторах
Прокат автомобилей
Автоаксессуары и как их правильно подобрать
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ
Alfa Romeo планирует возвращаться
Планетарные бетоносмесители онлайн и проблема решена

---:

Проверка и ремонт стартера на автомобилях ВАЗ
Подвеска двигателя
Замена подшипника передней ступицы
Коврики для авто, особенности производства.
Жизнь – это движение.
Пленка для кузова автомобиля
Б у автозапчасти для иномарок доступная альтернатива новым деталям
Инструменты в авто – простая необходимость
Все о «Москвич 412»
Ремонт БМВ по самым лучшим ценам
Микрозайм для автовладельцев
Замена тормозной жидкости самостоятельно на примере Nissan Quashquai
Как распознать, какой двигатель установлен на автомобиле ВАЗ
Видеорегистратор: зачем он нужен и какой лучше выбрать?
Аренда свадебного автомобиля
Самые распространенные причины неисправности ВАЗ-2101
Багажники Amos. Информация о компании. Официальный сайт и интернет магазин в России
Господа полицейские
Обзор видеорегистратора Cubex V45 от Neoline
Ford Aspire. Миссия невыполнима?
Грузовые авто требуют особого внимания.
О транспортной логистике
Механические системы против угона
Какой тюнинг для ВАЗов в моде в 2015
Как подключить ДХО на «Ларгус»?
Услуга ответственного хранения в Москве
Грузоперевозки при помощи Газели
Выбираем ксеноновые фары для автомобиля
Типы дефлекторов для капота
Достоинства автомагазина market.ria.com
Летние шины, которые подходят большинству автомобилей
Ситуация на рынке грузовых автомобилей в России
Качественные запчасти Ситроен оптом
Защита лобового стекла
Особенности и преимущества летних шин
Как установить дефлектор на капот
Заработать на автомобиль в игровые автоматы
Тюнинг для Мерседес Бенц
Сафари на квадроциклах - отличный отдых
Применение автомобильного видеорегистратора
Новорожденный в автомобиле
Вывоз мусора в Щёлково
Как оценить компетентность и честность продавца
Подготовка автомобиля к большому путешествию
Провисание дверей авто – как избежать?
Выбор квадроцикла ответственный шаг
Слот автоматы это новшество или традиционный вид развлечения
Казино в Китае
На стоимость покраски влияет множество разных факторов и каждый по-разному
Как научиться грамотно контролировать свои расходы в онлайн казино
Американцы смогут ставить ставки на Олимпиаду
Как играть в казино без опаски
Оказали мне помощь
Как установить фаркоп?
Постановка автомобиля на учет в ГИБДД: что нужно знать?
Передвижной шиномонтаж это просто и удобно.
Как выбрать идеальный автоковрик?
Особенности летней резины
Внедорожник класса люкс
Пилот из Формулы 1 занялся тестированием шин
Как взять машину Мазда в кредит
Новый Jeep Cherokee Diesel
Выбираем GPS-навигатор
Как заменить колодки в автомобиле «Лада-Калина»
Сравниваем Ниву и УАЗ на шоссе и бездорожье
Купить тягач Скания б/у в специализированных центрах по выгодным ценам
Как выбирать диски на ВАЗ?
Как ремонтируют рулевую рейку ВАЗ
Как подарить вторую жизнь салону авто
Ремонт шин своими руками: как устранить прокол
Как вы можете найти идеальное СТО для вашего авто?
Две основные достопримечательности Московского Кремля
Пневмоподвеска Iveco daily
Как проверить работу двигателя автомобиля?
Как выбрать напольный плинтус
Основные поломки iPhone 5 и пути их решения
Типичные проблемы автомобиля ВАЗ-2110
Как выбрать поршневой компрессор?
Плановая диагностика при беременности
Какие утяжелители применяются для трубопроводов?
Обзор стандартных подшипников
Как выглядеть стройнее: одеваемся правильно
Все о ТО для Лады Ларгус
Самые выгодные авиабилеты – на Tickets.by
Профессиональный ремонт гидроцилиндров
Быстрый вызов эвакуатора с приложением от компании CarTaxi

интересные статьи:

Выбираем машину в такси
Кому доверить ремонт автомобиля?
Современные тенденции BMW
Зачем нужно прогревать машину?
Ниссан – забота об экологии на первом месте
Качественная резина
Поиск автомойки в Житомире
Что нужно знать при управлении машиной в дождливую погоду
Лада Ларгус – автомобиль для семьи
Преимущества использования автомобильных ковриков для салона
Авточехлы AKUBA — лучшее решение для защиты сидений
Восточные гости
Джекпот и его типы
Суеверия или что-то большее
Посуточная аренда квартиры во Владимире
Вулкан аппараты: демо режимы, турниры, бонусные предложения и многое другое
Играть в рулетку онлайн - просто
Выгода от покупки запчастей в сети
Чем хороши рамные внедорожники?
Заправить автокондиционер без «заморочек»
Что могут дать уроки вокала?
Процесс замены радиатора охлаждения на ВАЗ 2110/11/12
Правка дисков - оборудование и методы
Как осуществлять покупку запчастей на авторазборках?
Автомобилист vs мотоциклист: реальность или пережиток времен
Диагностика и устранение неполадок ходовой грузового автомобиля
Стальные, литые и кованые диски для автомобиля
Как понять, что форсунки нужно ремонтировать?
Осмотр поддержанного авто перед покупкой
Стальные диски сдают позиции или все еще актуальны?
Как правильно выбирать б/у шины?
Основные способы обогрева труб
Проекты домов в классическом стиле
У вас есть личный автомобиль? Срочно отправляемся на отдых!
Хранение мотоциклетных шин
Коттедж в элитном месте — не просто дом, а подтверждение статуса
Как закачать фреон в автокондиционер?
Чем хорош теплый пол?
Что особенного в автомобилях SsangYong?
Типичная процедура оценки авто после ДТП
Как правильно эксплуатировать электронику автомобиля?
Качественный зонт – залог хорошей прогулки
Покупаем зимние шины: на что обратить внимание?
Зачем нужна лазерная резка?
Преимущества автомобилей Hyundai
Золото: проще купить, чем продать
Возможности для доработки ВАЗ 2110
Сельскохозяйственная техника для большого урожая
Запасные части для Lexus
Ричтракер - надежный помощник на складе
Игровые клубы с онлайн слотами: как начать играть?
Использование виртуальной валюты в казино
Отличная автошкола в Киеве
Идеальный автоинструмент для Вас
Качественные сердца автомобилей
Аренда манипулятора в Москве
«Самообслуживание» ВАЗ 2114
Грузоперевозки из Балканского региона.
Представитель немецкого бизнес-класса Opel Omega
Особенности кальциевых аккумуляторных батарей
Сравнение защит картера двигателя основных брендов
Где лучше покупать автозапчасти?
Сигнализации для автомобилей
Правильный выбор планировки дома на колесах
Поиск идеального автокресла
Где купить генераторы горячего тумана?
Идеальный ресторан для первого свидания
Бюро переводов «Магдитранс» - перевод личных документов в Махачкале
Как покрасить диски авто своими руками?
Вездеход с высокой проходимостью
Джип или легковой автомобиль?
Как выбрать автосервис?
Как оформить покупку подержанного автомобиля
Краскопульт Huberth – европейская технология распыления
Только у нас вы сможете купить автокраски в интернет-магазине очень легко и быстро по самой выгодной цене!
Как быстро продать б/у авто?
Сколько можно сэкономить, установив ГБО на автомобиль
Особенности и некоторые типы гидравлических распределителей
Toyo Proxes CF2 – максимальная экономия горючего
Интересные факты о лотереях
Диагностика авто перед покупкой
Ремонт втягивающего реле стартера
Выбирайте переоборудование микроавтобусов в Бердичеве – это лучший вариант по качеству и срокам исполнения

Средний ресурс деталей и агрегатов двигателя и целесообразность их ремонта

Любой механизм, даже самый совершенный, подвержен износу. Эта глава поможет вам в определении целесообразности замены некоторых еще работоспособных деталей и узлов при капитальном ремонте двигателя. Двигатель- в целом требует капитального ремонта у отечественных автомобилей, как правило, уже к 100130 тыс. км, иномарки же порой выхаживают 500600 тыс. км и более. Цифры приводятся усредненные, с учетом того, что владельцем соблюдаются заводские рекомендации по эксплуатации автомобиля в полном объеме. Если же эти рекомендации не соблюдаются, ресурс двигателя нередко заканчивается к 60 тыс. км, а иногда встречаются полностью изношенные экземпляры уже к пробегу в 40 тыс. км. Из-за некачественных комплектующих после капитального ремонта пробег двигателя часто не выходит даже за пределы обкатки, то есть 2-3 тыс. км. Нередко встречаются отечественные двигатели, нуждающиеся в капитальном ремонте после пробега в.

350 тыс. км, владельцы которых применяли высококачественные смазочные материалы и в два раза сокращали сроки их замены. С другой стороны, двигатель ЗМЗ-4026 грузового автомобиля «Газель», может быть серьезно поврежден (разрушение поршней в районе поршневого пальца) вследствие бездумного применения большого количества восстанавливающих присадок. После того как детали двигателя отмыты и просушены, приходит время для тщательного обследования деталей каждого узла на предмет пригодности к дальнейшей эксплуатации. Вопрос не такой простой, как может показаться первоначально. жI.• . 7 ;.•' т • . ; • . Щ Ш :• ; ш Одно дело, когда двигатель практически выработал свой ресурс, здесь вопросов о замене деталей возникает гораздо меньше. Другое дело, когда он демонтируется и разбирается по причине внезапной поломки. В таких случаях необходимо балансировать между остаточным ресурсом деталей, их стоимостью и стоимостью работ по их замене, после того как они доработают свое. Если автомобиль не является прогулочным, то есть его, простой принесет существенные убытки или неудобства, необходимо учесть и такого рода возможные потери. , Владельцам иномарок приходится еще сложней — запчасти к ним, увы, на каждом углу не продаются, к тому же цена на них существенно отличается от стоимости аналогичных отечественных деталей. В любом случае, будь то отечественный автомобиль или импортный, во время ремонта его двигателя, даже при очень небольшом пробеге, обязательно меняются: 1. Прокладка головки блока цилиндров. 2. Прокладки всех тех крышек, которые были демонтированы. _ 3. Кольцевые резиновые уплотнители деталей, которые были сняты.

Повышенный износ колец вызывают некачественное или не вовремя меняемое моторное масло, а также неисправность системы очистки поступающего в цилиндры воздуха. Первая причина, кроме всех прочих неприятностей, вызывает залегание (закоксовывание) колец в канавках поршня — трудно устраняемый дефект без разборки ЦПГ. Ресурс поршневых колец отечественных двигателей, исходя из многих факторов, на него влияющих, находится в широких пределах и составляет в среднем 80250 тыс. км. Ресурс поршневых колец импортных двигателей превышает этот показатель в 3- 6 раз. 2. Поршни. Ресурс отечественных поршней несколько превышает ресурс колец и составляет около 200250 тыс. км. Износ поршня проверяется в основном в трех его местах: 1. Отверстие под поршневой палец. В процессе эксплуатации предельный зазор в сопряжении палец—поршень (в среднем около 0,05 мм), при изначально правильной сборке и качественных деталях, практически не достигается. 2. Проточки под поршневые кольца. Износ в основном затрагивает проточку под верхнее компрессионное кольцо, так как основную нагрузку принимает именно она. Так же как в случае с отверстием под палец, износ определяется по зазору, который достигает предельно допустимой величины (в большинстве случаев 0,15 мм) при пробеге в среднем 220-250 тыс. км. 3. Юбка поршня. Износ проверяется в сопряжении юбка поршня—цилиндр. В нашем случае предельно допустимый зазор в 0,15 мм достигается при пробеге в среднем 200-220 тыс. км (дизельные двигатели требуют расточки цилиндров уже при зазоре более 0,1 мм) . 3. Шатуны. Так как «жигулевские» шатуны в верхней части не имеют подшипника (палец запрессовывается «на горячую»), изнашиваться практически нечему, по-

этому их ресурса обычно хватает на все время эксплуатации двигателя. Шатуны, в верхней головке которых имеется втулка (к примеру, в двигателе ВАЗ-2110), ремонтируются ее заменой. Новую втулку запрессовывают и разворачивают разверткой в специальном приспособлении для получения приемлемой перпендикулярности оси поршневого пальца к плоскости движения шатуна. Втулка служит довольно долго и, как правило, меняется не в связи со своим износом, а по Цричине замены поршневого пальца во время капитального ремонта двигателя. 4. Блок цилиндров. Изнашивается в основном в районе верхней ^асти цилиндров. Величина износа определяется по размеру эллипса в районе ВМТ верхнего поршневого кольца (в среднем, эллипсность должна быть не более 0,14 мм для диаметра поршней 76-79 мм) и зазору между юбкой поршня и цилиндром. ВАЗовские цилиндры имеют два ремонтных размера (увеличение на 0,4 мм и 0,8 мм), а также возможность для запрессовки специальных ремонтных вставок (гильз либо пластин) с последующей их обработкой до номинального размера. Краткая справка: до 1986 г. блоки двигателей ВАЗ2101 и BA3-2103 растачивались на 0,2; 0,4 и 0,6мм, а блоки ВАЗ-2105 и ВАЗ-2106 на 0,4; 0,7 и 1,00 мм. Цилиндры «разелевского» ЗМЗ-406 могут быть расточены тоже два раза — на 0,5 мм и 1,0 мм. Ресурс поверхности цилиндров в первую очередь определяется возможностью работы в нем поршневых колец и составляет нередко 200-230 тыс» км при их замене после пробега 90-120 тыс. км. При капитальном ремонте изношенного двигателя цилиндры в большинстве случаев растачиваются до следующего ремонтного размера. Изменение размеров цилиндра тянет за собой установку новых поршневых колец и поршней, те в свою очередь потребуют новые поршневые пальцы, которые также не будут нормально работать в паре со старыми втулками шатунов.

Точно такая же ситуация происходит с вкладышами коленчатого вала. Если он по каким-то параметрам требует ремонтной шлифовки, вкладыши меняют на новые с увеличенной толщиной антифрикционного слоя (компенсирующей уменьшение диаметра шеек). . Если цилиндры и поршни изношены не полностью, можно ограничиться заменой колец. Для этого замеряется зазор в замке каждого нового кольца на уровне его крайнего нижнего положения в цилиндре. Например, для «Жигулей» зазор верхнего компрессионного кольца должен составлять 0,30-0,45 мм, а для второго компрессионного и маслосъемного колец — 0,25-0,40 мм, а для двигателя ЗМЗ-406 — 0,3-0,6 мм и 0,5-1,0. Как показывает практика, кольца номинального размера для этого уже не годятся, получается слишком большой зазор. Несмотря на некоторый эллипс, приходится ставить кольца первого ремонтного размера, припилив их торцы до получения нужного зазора (хотя это может и к лучшему, так как несколько изношенный цилиндр сам представляет собой эллипс). Пригодность блока двигателя к дальнейшей эксплуатации проверяется визуально на наличие трещин и искривлений в районе привалочной плоскости ГВЦ. Кроме этого, производится проверка постелей коренных подшипников коленчатого вала на соосность и выработку. Искривления и несоосность постелей отслеживаются с помощью лекальных линеек и набора щупов. Имеющиеся отклонения от прямолинейности не должны превышать предельно возможные для конкретной модели двигателя. При осмотре блока двигателя обратите внимание на состояние металлических заглушек рубашки охлаждения. Зачастую после 10 лет эксплуатации они сильно коррозируют изнутри, а их замена на уже установленном двигателе обычно требует снятия довольно большого количества навесных деталей. Изредка попадаются блоки с немного вспученным металлом в районе резьбовых отверстий для болтов крепления ГВЦ, это вызывается чрезмерным усилием их за

тяжки. Если нет заметных трещин, дефект устраняется шлифованием плоскости на станочном оборудовании. Трещины, обнаруженные на рубашке охлаждения, и небольшие пробоины до 30 мм2 также не повод для замены блока, их можно попытаться заделать с помощью эпоксидных композиций (технологию см. ниже). Полностью изношенные цилиндры последнего ремонтного размера тоже ремонтопригодны — существуют два способа их восстановления: 1. Метод гильзования. Предусматривает расточку изношенных цилиндров, к примеру, для двигателя ВАЗ2101 (BA3-2103): сначала до диаметра 79,70+0,01 мм* затем до диаметра 79,98+0,02 мм на высоту 124+0,5 мм (134+0,5 мм), считая от края привалочной плоскости ГВЦ. Соответственно для двигателей ВАЗ-21011, ВАЗ-2105 (ВАЗ-2106) размеры расточки будут 82,7+0,1 мм и 82,98+0,02 мм на высоту 124+0,5 мм (134+0,5 мм). Затем с помощью специальной оправки и пресса в цилиндры запрессовываются чугунные гильзы с толщиной стенки около 3 мм. Далее цилиндры хонингуют под номинальный размер. 2. Метод пластинирования. Предусматривает в расточенные до строго определенного размера цилиндры блока запрессовку тонкостенных пластин толщиной 0,40,5 мм (с помощью пресса и специального приспособления для свертывания пластины до цилиндрической формы). После этого цилиндры обрабатываются хоном до номинального размера. Испорченные гнезда блока под опорные полукольца коленчатого вала также возможно восстановить с помощью приспособления и специальной фрезы. 5. Коленчатый вал. Предельный износ коленчатого вала наблюдается, прежде всего, в районе шатунных шеек как наиболее нагруженных возвратно-поступательными Движениями механизмов ЦПГ. Коленчатый вал визуально исследуется на предмет наличия трещин, износа и задиров на шейках. Трещины в

любых местах коленчатого вала не допускаются. Задиры или износ устраняются перешлифовкой шеек на ремонтный размер. В результате длительной работы сечение шеек коленчатого вала представляет собой эллипс, допустимая величина которого составляет в среднем — 0,03 мм. Шейки, как шатунные, так и коренные, перешлифовываются на ремонтные размеры (к примеру, у двигателя ВАЗ-2110 уменьшение от номинального размера на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,0 мм). Средний ресурс вала до ремонтного шлифования обычно составляет 220—250 тыс. км. Следует учитывать, что после шлифования шеек их ресурс несколько снижается (относительно шеек номинального размера). При шлифовке на последний ремонтный размер (1,0 мм) вал «ходит» в среднем около 100 тыс. км. Связано это с глубиной термообработки рабочей поверхности шеек (токами высокой частоты). Закаленный слой даже теоретически не превышает 2-3 мм, на практике же он может быть значительно меньшим. К тому же существует вероятность неравномерности слоя по его твердости. Изношенные шейки коленчатого вала можно попытаться наплавить и заново прошлифовать на номинальный размер, но процедура эта не из дешевых, делается узким кругом специализированных предприятий, к тому же нет никаких гарантий, что он прослужит долго. Поэтому, по крайней мере, на отечественных двигателях, вал все же стоит поменять. «Реанимированные» таким образом несколько валов, встречавшиеся в процессе работы, имели сетку микротрещин на поверхности поработавших шеек, а один из дефектов после кустарного восстановления шеек проявлялся только на полностью прогретом двигателе, при этом стартер не мог проворачивать вал до его остывания. Причиной этого, как показал анализ, являлся временный изгиб вала по его оси вращения от температуры прогревшегося двигателя. По этим причинам наплавкой, по возможности, увлекаться не стоит.

Коленчатый вал также подвержен износу от контакта с упорными полукольцами, ограничивающими его осевое перемещение. Повышенный зазор в этом сопряжении (более 0,35 мм) обычно легко устраняется ремонтными полукольцами, которые, как правило, необходимы только после пробега в 200-250 тыс. км (при меньшем пробеге достаточно поменять старые полукольца на новые номинального размера). Выработку от воздействия кромки заднего сальника можно устранить, отодвинув его держатель или сам сальник на 1,5-2 мм от их привал очной плоскости. 6. Вкладыши коленчатого вала. Ресурс вкладышей, несмотря на гораздо меньшую твердость их рабочей поверхности, превышает ресурс шеек коленчатого вала. На практике вкладыши меняют по состоянию зазора в сопряжении шейка — вкладыш, предварительно замерив размеры деталей (в среднем, максимально допустимый зазор для коренных подшипников составляет 0,15мм, а для шатунных — 0,1 мм). Есть смысл производить их замену при каждом капитальном ремонте ЦПГ. Дело в том, что мягкий рабочий слой вкладышей имеет свойство накапливать в себе твердые частицы продуктов износа, занесенных в зазор посредством загрязненного масла, которые, несколько выступая над поверхностью антифрикционного слоя подшипника (как некое подобие резцов), нещадно изнашивают поверхность шеек. 7. Маховик двигателя. Первоначально износ появляется на его зубчатом венце, ресурс которого обычно заканчивается к пробегу 200-220 тыс. км. Венец — деталь съемная, поэтому на ресурс самого маховика она влияния не оказывает. Износ контактной поверхности с диском сцепления также вполне устраним проточкой на токарном станке. Исходя из практики, маховик обычно служит не менее, чем сам двигатель. Поврежденный маховик не ремонтируется а меняется на новый в случае трещин, прижогов и чрезмерного износа плоскости под диск сцепления.

8. Распределительный вал. Прежде всего подвержены износу кулачки, затем шейки и в последнюю очередь корпус подшипников, в котором он вращается. Средний ресуре распределительного вала находится в пределах 80—90 тыс. км пробега. Исходя из этого ресурса, можно определиться с ресурсами рычагов привода клапанов и корпуса вала, потому как эти детали подлежат замене только в комплекте. Корпус подшипников, несмотря на его значительный ресурс, меняется по той причине, что подобрать подходящий по размерам распределительный вал очень непросто. Распределительные валы двигателей «Газелей» (с двигателем типа ЗМЗ-406) и ВАЗ-2110 расположены в разъемных подшипниках, которые изготовлены заодно с корпусом ГВЦ, что создает определенные трудности при их подборе. Если отверстия подобных подшипников сильно изношены, их крышки несколько подрезаются, а отверстия растачиваются в номинальный размер. Двигатель «Газели» типа ЗМЗ-402 имеет нижнее расположение распределительного вала, что облегчает ремонт его подшипников (необходимо поменять втулки в блоке цилиндров и развернуть их под нужный размер). 9. Привод распределительного вала. Детали привода — цепь и ее звездочки — в среднем служат 80120 тыс. км и меняются в комплекте, как правило, по причине износа цепи. Замена башмака натяжителя и успокоителя цепи осуществляется попутно с заменой колец, не учитывая его остаточный ресурс. Если привод вала осуществляется зубчатым ремнем (как на двигателе ВАЗ-2110), его меняют по рекомендации завода-изготовителя профилактически, совместно с натяжным роликом (в среднем, после пробега в 60 тыс. км). Если приводные шестерни ремня ГРМ несколько изношены, сроки его замены необходимо соответственно сократить, так как на некоторых двигателях при его обрыве клапаны и поршни обязательно встретятся. 10. Головка блока цилиндров и остальные детали ГРМ. Ресурс ГВЦ двигателей ЗМЗ-406 и ВАЗ-2110, если

ее серьезно не перегревать, равен ресурсу блока двигателя, так как направляющие втулки стержней клапанов и их седла — детали заменяемые, отверстия подшипников распредвала и направляющих стаканчиков привода клапанов ремонтируются. Ресурс направляющих втулок близок к ресурсу стержней клапанов и составляет в среднем 220-250 тыс. км. Герметичность сопряжения тарелка клапана — седло клапана на практике сохраняется до пробега 130150 тыс. км. По этой причине при замене комплекта поршневых колец имеет смысл попутно произвести профилактические операции по восстановлению геометрии седел и притирке клапанов. Ресурса седел клапанов, как правило, хватает на весь срок эксплуатации двигателя, если после каждой замены втулок и клапанов подправлять контактную поверхность специальными шарошками, а не притирать новое сопряжение с помощью абразивной пасты, что многие ошибочно делают (это вызывает напрасную потерю значительной части металла как седел, так и клапанов). Если при осмотре ГВЦ будут обнаружены седла с неисправимыми дефектами, их меняют с помощью специализированного станочного оборудования в условиях хорошо оснащенного предприятия. Пружины клапанов столь долговечны, что их замены на всем протяжении эксплуатации двигателя — большая редкость в практике ремонта. Но в любом случае, их состояние следует проверить при капитальном ремонте двигателя. Пружины клапанов, если они просели до критической высоты (проверяются с помощью приспособления или линейкой по высоте в свободном состоянии и при определенных нагрузках), восстанавливать крайне нежелательно, так как металл уже «устал» и в скором времени может разрушиться. Изношенные седла клапанов правятся специальными ручными фрезами (шарошками) с последующей небольшой притиркой клапанов к их поверхности либо на

специализированном станочном оборудовании без пос ледующей притирки. т^ш^^^В Изношенные втулки клапанов, учитывая их незначи тельную стоимость и несложность работ, лучше не восстанавливать, а менять на новые. Как показывает прак тика, раскатка их внутренней поверхности специальным приспособлением не дает 100% ресурса по причине неко- торой потери площади контакта (из-за волнообразного профиля восстановленной поверхности). , IЖ Довольно распространенной ошибкой начинающих ремонтников является замена только одной детали из двухтрех работающих совместно. К примеру, «Жигулевские» рычаги привода клапанов, установленные совместно с изношенными кулачками распределительного вала и неровными торцами клапанов, быстро примут состояние их предшественников. Происходит это по причине точеной нагрузки на поверхность новой детали, на которую она явно не рассчитана. По той же причине не следует менять клапаны, оставляя старые приводные рычаги, в противном случае не избежать скоротечного износа поверхностей их соприкосновения, частых регулировок клапанных зазоров и повышенной шумности от работы механизма. Отработавшую свой ресурс цепь привода газораспределительного механизма лучше всего поменять совместно с ее звездочками. Однако практика с теорией здесь часто расходятся —звездочки, поступающие в запасные части, очень низкого качества, поэтому лучше оставить старые на своих местах (разумеется, при их удовлетворительном состояния). Цепь проверяется на предмет максимально допустимого удлинения с помощью приспособления с миллиметровой шкалой. Проверка ее на провисание, как делают многие, дает менее правдивую картину. Болты крепления ГВЦ, если инструкции к конкретному двигателю не требуют их безоговорочной замены, следует измерить на предмет удлинения, а полученные результаты сравнить с максимально допустимыми значениями.

11. Масляный насос. Ресурс масляного насоса в основном определяют качества моторного масла и фильтрующего элемента, поэтому диапазон его «пробега» довольно широк и на практике составляет от 120 до 350 тыс. км. Насос ремонтопригоден, восстановление производят путем замены его рабочих шестерен и приводной оси (там, где она конструктивно присутствует, например, на всех двигателях автомобилей «Газель»), но, как показывает практика, из-за того, что в запчасти часто поставляются довольно некачественные детали, его лучше поменять в сборе. 12. Промежуточный валик и шестерня привода масляного насоса. Промежуточный валик «Жигулей» (в народе — «поросенок») служит 200—250 тыс. км, затем его опорные шейки перешлифовываются на ремонтный размер (с уменьшением по диаметру на 0,3 мм). Как показывает практика, следует именно ремонтировать «родной», проверенный в работе валик, а не устанавливать новые, качество основной массы которых крайне низкое. В случае, если диаметра опорных поверхностей валика привода вспомогательных агрегатов находятся в допустимых пределах, можно ограничиться заменой старых втулок на новые, с их последующей обработкой двухступенчатой разверткой. Сделать это необходимо по следующим причинам: вопервых, уменьшатся зазоры в сопряжениях, во-вторых, вместе со старыми втулками удаляется накопившиеся твердые частицы, застрявшие в мягкой поверхности поработавшего антифрикционного слоя, что продлит их ресурс. Шестерня привода масляного насоса служит около 100 тыс. км (у первых моделей ВАЗа ресурс превышал 200 тыс. км) . Причиной отказа привода является износ внутренних зубчиков шестерни, как следствие, одновременно отказывают насос системы смазки и распределитель системы зажигания. Двигатели ВАЗ-2110 не имеют промежуточного валика, так как привод масляного насоса осуществляется непосредственно от переднего конца коленчатого вала.

Двигатели «Газели» типа ЗМЗ-406 имеют промежуточный вал, расположенный внешне в специальном трубчатом кожухе, который, кроме привода масляного насоса, способствует передаче вращающего момента от коленвала к двум распределительным валам, расположенным в корпусе ГВЦ. 13. Помпа системы охлаждения. Ресурс помпы в основном зависит от ресурса ее подшипникового узла и составляет около 200 тыс. км. Узел полностью ремонтопригоден, к тому же в запасные части поставляется передняя часть помпы с подшипниковым узлом и крыльчаткой в сборе, что значительно упрощает ее ремонт. Для того чтобы обеспечить ее правильную и долгую работу, необходимо точно выставить номинальный зазор крыльчатка — корпус путем подбора толщины прокладки. 14. Прокладки двигателя. Ресурс разного рода прокладок существует до первой разборки, конечно, их можно обезжирить, дополнительно покрыть слоем герметика, но это больше пригодно для ремонта на дороге, чем в условиях сервиса. Прокладка головки блока цилиндров однозначно меняется во время демонтажа ГВЦ независимо от пробега. 15. Сальники двигателя. Сальники при капитальном ремонте двигателя, несмотря на их внешне приличноб состояние, менять необходимо всегда. Особенно это касается заднего сальника коленчатого вала, замена которого связана с большими затратами времени и средств. Что касается их ресурса, то он примерно равнозначен (100150 тыс. км), и выход из строя одного из них является сигналом к скорой замене остальных. 16. Сальники клапанов. В отличие от остальных сальников, сальники клапанов, кроме истирающего, подвержены еще и сильному температурному воздействию, поэтому приходят в негодность еще до капитального ремонта двигателя. Как показывает практика, ресурс таких сальников составляет от 20 до 100 тыс. км. В основном он зависит от

материала и фирмы-производителя, качества поверхности штоков и величины зазоров шток клапана-^-втулка. Поддельные сальники имеют ресурс, обычно не превышающий 10 тыс. км. Перегрев головки блока цилиндров, даже возникший единожды, способен безвозвратно вывести из строя любые сальники клапанов. В таких случаях структура материала меняется настолько, что по твердости они становятся похожи на обыкновенную пластмассу. 17. Генератор. Ресурс генератора зависит от качества его подшипников и составляет 120-300 тыс. км, после чего подшипники можно поменять. В процессе эксплуатации перед этой операцией производят замену щеток. Работа эта простейшая, без разборки и снятия узла, и не требующая высокой квалификации, поэтому ресурс щеток обычно не сопоставляется с ресурсом генератора. После смены нескольких комплектов подшипников возникает потребность в проточке или замене контактных колец ротора. 18. Стартер. Стартер работает в гораздо более тяжелых условиях, чем генератор, поэтому его срок службы до ремонта, несмотря на кратковременность работы, несколько меньше. Ресурс стартера находится в прямой зависимости от состояния двигателя и аккумулятора, поэтому на автомобилях с одинаковым пробегом его состояние может быть различно. Первой обычно выходит из строя обгонная муфта, или, как ее еще называют, бендикс. Его срок службы в среднем составляет 80 тыс. км, хотя иногда попадаются экземпляры, вполне работоспособные и после 150 тыс. км. Примерно таким же ресурсом обладают втулки ротора, причем первой выходит из строя передняя втулка как наиболее нагруженная. В любом случае замену втулок производят комплектом, так как повышенный зазор в одной из них обязательно снижает ресурс другой. Щетки стартера «выхаживают» в среднем до 100 тыс. км.

Что касается износа контактных ламелей ротора, то их ресурса при своевременном обслуживании (очистка и выравнивание поверхности) хватает на весь ресурс двигателя. Передние, втулки стартеров некоторых автомобилей (ВАЗ-2110, Audi, VW и др.) расположены на корпусе КПП. 19. Топливный насос. Ресурс механического насоса определяется состоянием его мембран и составляет более 150 тыс. км. Клапанный механизм не теряет работоспособности в среднем до 250 тыс. км. Ресурс топливного электромеханического насоса впрыскового двигателя не меньше, чем у мембранного, но он сильно зависит от загрязненности топлива (так как все топливо пропускает для охлаждения обмоток через себя). Никогда не допускайте, чтобы бензиновый бак впрыскового автомобиля был пустым, в противном случае насос может быть безвозвратно поврежден от перегрева даже при первых попытках запуска двигателя. К таким же последствиям приводит Полностью забитая грязью сетка топливозаборника. 20. Карбюратор. Ресурс основной массы карбюраторов довольно большой. Первое, что выходит из строя в подавляющем большинстве карбюраторов (включая импортные), — это мембрана пускового устройства. Ее срок службы обычно составляет около 100-150 тыс. км. Диафрагма ускорительного насоса, как правило, держится в два раза дольше. Что касается диафрагмы привода вторичной камеры (там, где она есть), ее ресурса обычно хватает на весь срок службы карбюратора. 21. Распределитель зажигания. Распределитель (в народе — трамблер) изнашивается в- основном в нескольких местах: 1. Сопряжение валик привода — втулка. 2. Износ подшипника подвижной пластины. 3. Прогорание изоляции высоковольтных частей. | 4. Повреждение вакуумного регулятора.

5. Износ механизма центробежного регулятора. 6. Подгорание контактной группы (если она есть). Первое, что приходит в негодность в распределителе зажигания, — это контактная группа, далее изнашивается подшипник опорной пластины, затем обычно проявляются неисправности изоляции высоковольтных частей (крышка и бегунок), после этого появляется излишний зазор во втулках и завершают список механизмы опережения зажигания (центробежный и вакуумный). Как правило, распределитель до пробега в 1.00-120 тыс. км своими неисправностями практически не беспокоит. В связи с этим возникает вопрос: сильно изношенный распределитель ремонтировать или заменить на новый? Как показывает практика, кустарно отремонтированные распределители зажигания служат недолго, а серьезный ремонт нередко сопоставим по стоимости с новым узлом, поэтому есть смысл заменить трамблер в сборе. Впрысковые двигатели ВАЗ-2110 и «газелевский» ЗМЗ-406 высоковольтного механического распределителя не имеют. 22. Датчики двигателя. Датчики весьма долговечны и особых хлопот во время эксплуатации не доставляют. Единственный датчик на отечественных автомобилях, который часто выходит из строя, — это датчик включения вентилятора системы охлаждения. Ресурс его непредсказуем вследствие нестабильности качества изготовления. 23. Шкивы клиноременных передач. Износ шкивов проверяется визуально, с помощью приводного ремня, натянутого на их рабочую поверхность, при этом ремень не должен садиться на поверхность между щеками шкива, в противном случае во время работы он будет перегреваться, так как любой клиновый ремень нормально работает только боковыми поверхностями. Шкив коленчатого вала при его монтаже должен иметь небольшой натяг, зазоры при этом не допускаются. Ко всему вышеописанному следует добавить, что ресурс основных деталей двигателей грузовых автомобилей

несколько выше, так как он существенно зависит от объе ма двигателя. Другими словами, чем больше объем двигателя, тем выше ресурс его деталей (при одинаковом качестве их изготовления).